Назначение средств икт. Средства икт и их классификация

На современном этапе развития общества доминирующим видом деятельности становится процесс информатизации - информационный обмен на основе с

На современном этапе развития общества доминирующим видом деятельности становится процесс информатизации - информационный обмен на основе средств коммуникационных связей. Одним из направлений этого процесса является внедрение средств новых информационных технологий в систему многоуровневого высшего образования.

По словам Ю. С. Карабасова: «Информатизация образования включена в число приоритетных направлений государственной политики. Можно прямо сказать, что развитие российского образования напрямую зависит от того, насколько широкомасштабно мы сумеем внедрить технологии электронного обучения, от разработки и внедрения новых методик организации образовательного процесса, создания и использования электронной педагогики, внедрения новых подходов к управлению».

Для современного мира характерна тенденция объединения образовательных и информационных технологий и формирование на их основе и на базе Интернет-технологий принципиально новых интегрированных технологий обучения. Происходят не только количественные изменения, определяющиеся объемом информации, перерабатываемой компьютером, но и качественные, в частности, использование персональных компьютеров для электронного обучения. В качестве средств информационно-коммуникационных технологий используются:

Электронные носители для учебно-методических материалов (электронные учебники, справочники, энциклопедии);

Автоматизированные обучающие системы, которые трансформируются в интеллектуальные обучающие системы;

Интегрированные учебно-исследовательские среды для обучения профессиональным знаниям;

Специальные программные средства для развития логического и творческого мышления;

Виртуальные тренажеры для приобретения сложных навыков и умений;

Инструментально-программные средства для дистанционного обучения.

В связи с этим создание образовательных электронных изданий, в том числе, интерактивных и мультимедийных электронных учебников, учебно-методических комплексов находится в центре внимания специалистов образовательных учреждений.

Успешное создание и использование электронных учебных ресурсов должно начинаться с анализа целей обучения, дидактических возможностей передачи информации с помощью компьютера, требований к технологиям обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам. При планировании и разработке курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компонента деятельности педагога (изложение учебного материала, практика, обратная связь) сохраняют свое значение и в электронных ресурсах.

Содержание электронного обучения должно удовлетворять государственному образовательному стандарту, быть педагогически обосновано, систематизировано, и может состоять из программы, электронного учебника и комплекса тестов. При этом электронный учебник должен удовлетворять дидактическим принципам: активности; самостоятельности; сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы; мотивации; связи теории с практикой; эффективности.

Электронный учебник должен, сохраняя все возможности печатных учебников, обладать принципиально новыми качествами, обеспечивающими новые формы структурированного представления больших объемов информации, возможности эффективного поиска, высокий уровень наглядности, иллюстративности и интерактивности. Структура электронного учебника обусловливается, в частности, его использованием для организации самостоятельной работы и должна четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, и демонстрировать их взаимосвязь. Учебник должен максимально облегчить активное понимание и запоминание основных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения слуховую и эмоциональную память за счет использования компьютерных эффектов. В учебном материале электронного издания должны быть отражены новейшие научные и технологические достижения в предметной области.

Кроме того, при разработке электронных учебных изданий должны эффективно использоваться последние достижения современной компьютерной техники и информационных технологий. В то же время используемая программированная среда, в которой создается электронное учебное пособие, должна быть простой и доступной преподавателю - создателю учебного пособия с тем, чтобы он мог в дальнейшем оперативно дополнять и изменять содержание учебного материала.

Подготовленный к изданию электронный учебник должен, кроме прочего, отвечать следующим требованиям:

Приоритет учебных целей (выбор вариантов представления учебного материала, который направлен на эффективное изучение темы, даже в ущерб дизайну и легким техническим решениям);

Информация должна быть структурирована и представлять собой законченные фрагменты дисциплины с ограниченным числом новых понятий;

Единый стиль представления материала;

Каждый фрагмент, кроме текстовой, должен содержать информацию аудио- или видеоряда;

Наличие перекрестных ссылок, сокращающее время поиска необходимой информации;

Дружественный интерфейс, обеспечивающий коммуникацию обучаемого с преподавателем и компьютером;

Легкость навигации и наличие всплывающих подсказок;

Возможность копирования и распечатки информации;

Возможность подключения специализированных словарей.

Электронный учебник должен поддерживать процесс обучения в соответствии с принципами, указанными выше. Эти принципы определяют модульную структуру электронного учебника, который содержит :

1. Теоретико-справочный модуль, предоставляющий информацию и ее поиск.

2. Вопросно-разъяснительный модуль, обеспечивающий управляемую работу обучаемого по выработке понимания путем разъяснения информации, постановки вопросов для самооценки знаний и контрольных вопросов, демонстрационных примеров.

3. Модуль выработки умения выполнять типовые задания.

4. Модуль выработки навыков, позволяющий распространить опыт выполнения типовых заданий на выполнение более сложных, когда выполняются не только типовые задания повышенной сложности, но и задания, которые могут быть сведены к типовым.

5. Модуль заданий на самостоятельную работу.

6. Модуль контроля знаний, как средства анализа текущего уровня знаний обучаемого и его повышения до требуемого путем управления процессом обучения.

Такая структура электронного учебника является инвариантной к изучаемой дисциплине и отражает формальное деление процесса обучения на следующие этапы:

Овладение информацией;

Выработка понимания;

Выработка умений практического использования информации;

Выработка навыков практического использования информации;

Выполнение плановых заданий;

Итоговый контроль знаний.

Кроме итогового контроля знаний, каждый модуль обладает контролирующими функциями, позволяющими поэтапно выявлять пробелы в знаниях и корректировать процесс обучения поэтапно.

Таким образом, дидактический процесс с использованием электронного учебника представляется в виде последовательности операций, каждая из которых позволяет достичь требуемого уровня знаний на соответствующем этапе обучения.

При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала. В значительной мере успех зависит и от поставленной задачи: так, например, если целью обучения является освоение практических приемов и навыков, то внедрение обучения с использованием информационных технологий и интерактивных мультимедиа-программ ждет несомненный успех. На несколько меньший успех можно рассчитывать в случае глубокого изучения каких-либо специальных проблем и активизации собственной творческой мысли обучаемого, поскольку традиционные методы обучения часто подразумевают диалоги, плодотворные дискуссии, которые, по всей видимости, могут в некоторых случаях пробудить и оживить непредсказуемые человеческие факторы, благотворно влияющие на процесс познания. Применение многоуровневых электронных учебных изданий делает возможным, составляя собственную траекторию изучения предмета, реализацию индивидуального обучения как в системе очного и заочного высшего образования, так и при дополнительном дистанционном обучении; позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

С точки зрения деятельностного подхода в преподавании наибольший объем изучаемого материала усваивается в действии. Следовательно, электронные учебные пособия с успехом могут создавать сами студенты, так как в процессе разработки студент сможет оперировать большим количеством не только теоретического материала по предмету, но также будет составлять практические и проверочные задания, контрольные тесты и др.

Для студента процесс разработки электронного учебного пособия связан, в первую очередь, с осознанием и пониманием охватываемого пособием материала. Включаясь в процесс конструирования, студент тщательно изучает теоретический материал предмета, по которому создается учебник и реализует на практике знания, полученные в курсе компьютерных дисциплин.

В настоящее время для создания электронных учебников существует большое количество программных средств, позволяющих создавать электронные мультимедийные учебники с широкими функциональными возможностями. Это и традиционные алгоритмические языки, и инструментальные средства общего назначения, и средства мультимедиа, и гипертекстовые и гипермедиа средства (HTML, DHTML, PHP и др.), и технологии Мacromedia Flash и MS Agent, и др.

По отношению к используемым технологиям электронные издания можно разбить на две категории. К первой относятся издания, предназначенные для корпоративного использования (в том числе и электронные учебные пособия). При создании таких электронных ресурсов можно использовать любые, даже нестандартные технологии. Ко второй относятся издания, публикуемые в Интернет. При их разработке следует ориентироваться на минимальные требования, предъявляемые к используемым аппаратным и программным средствам и придерживаться консервативной позиции в области используемых технологий.

При выборе средств разработки необходимо оценивать наличие аппаратных средств определенной конфигурации и сертифицированных программных систем; учитывать назначение разрабатываемого ресурса, необходимость модификации и дополнения, ограничение на объем памяти и др.

Таким образом, изучение средств создания электронных учебников играет роль посредника во взаимодействии предметов, и средства выражения, формализованного представления их содержания.

Студенты могут демонстрировать разработанные электронные издания на конкурсах, научно-практических конференциях и представлять их на защитах курсовых и дипломных работ, на лекционных и практических занятиях. Подобная работа способствует активации учебной деятельности студентов и развитию профессиональных навыков.

1. Пантелеев А.В., Летова Т.А. Электронный учебник - средство организации управляемой самостоятельной работы обучаемого по изучению математических дисциплин // Вестник МАИ. Т. 16. № 2. 2009.

2. Чугунова И.В. Электронные учебные пособия как средство активации учебной деятельности студентов (2005 г.). - URL: http://e-lib.gasu.ru/konf/nit/archiv/2005/3/4.html

Информационные технологии в образовании

  • Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
  • Средства ИКТ, применяемые в образовании
  • Классификация средств ИКТ
  • Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
  • Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося
  • Дистанционные технологии обучения
  • Понятие мультимедиа
  • Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов
  • Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:


ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Роль ИКТ в современном обществе

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

Понятие коммуникационных и информационных технологий

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология - это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования

Основное средство ИКТ-технологии для информационной среды системы образования - это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий - работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п.

Развитие информационных и коммуникационных технологий

С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

7. Обеспечение гибкости обучения.

Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, суррогат общения - диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования.

Чем же это так опасно?

В результате такой формы обучения в течение всего занятия ученик занят тем, что молча потребляет материал. Это приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы. Необходимо понимать, что обучаемый и так не имеет необходимой практики формирования, формулирования мыслей, а также диалогического общения на профессиональном языке. Как показали психологические исследования, без развитого общения не сформируется на должном уровне и монологическое общение ученика с самим собой, именно то, что принято называть самостоятельным мышлением. Согласитесь, что заданный самому себе вопрос является наиболее верным показателем наличия самостоятельного мышления. В результате, если пойти по пути индивидуализации обучения, то можно упустить саму возможность формирования в человеке творческого процесса, происхождение которого построено на диалоге.

В заключение

Подводя итог, можно отметить еще один существенный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который вытекает из главного преимущества - общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что ученик идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Сегодня этот уже привычный факт подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Конечно, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдумано, без маниакальной тотализации.

Информационные технологии (ИТ, также -- информационно-коммуникационные технологии) -- процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

Специалистов в области информационных систем и технологий часто называют ИТ- или IT-специалистами.

В широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов.

История информационных технологий

Начало развития -- с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

Инвестиции в инфраструктуру и сервисы, Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

  • · Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов;
  • · Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;
  • · Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:

  • · Сети
  • · Терминалы
  • · Услуги

В настоящее время существуют различные сети передачи данных -- совокупности оконечных устройств (терминалов) связи, объединённых каналами передачи данных и коммутирующими устройствами (узлами сети), обеспечивающими обмен сообщениями между всеми оконечными устройствами.

Существуют следующие виды сетей передачи данных:

  • · Телефонные сети -- сети, в которых оконечными устройствами являются простые преобразователи сигнала между электрическим и видимым/слышимым.
  • · Компьютерные сети -- сети, оконечными устройствами которых являются компьютеры.

Телефонные

Основной до 2003-2004 г, в настоящее время устаревший метод для подключения к Интернету - использовать модем, подключенный к телефонной сети. Хотя он имеет все необходимые функции, широкополосный доступ более предпочтителен для многих пользователей Интернета. Почти во всех странах Европейского Союза степень доступности для домохозяйств телефонной линии очень высока, за исключением Австрии, Финляндии и Португалии. Тем не менее в Испании доступ к основным телефонным сетям (узкополосным) практически исчез. В 2003 году половина всех Интернет-соединений была телефонной. В настоящее время 97% Интернет-соединений производится через системы широкополосного доступа. Почти 95% соединений осуществляется со скоростью больше или равной 1 Мбит.

Широкополосные

Термин широкополосные включает в себя широкий диапазон технологий, которые обеспечивают более высокие скорости передачи данных, доступ к сети Интернет. Эти технологии используют провода или волоконно-оптические кабели.

Multilink dial-up

Обеспечивают повышенную пропускную способность путем соединения двух или более подключений удаленного доступа вместе и рассматривая их как один канал данных. Требуется два или больше модемов, телефонные линии, и номера счетов, а также провайдер, который поддерживает данную технологию. Этот вариант был на короткое время популярным до ISDN, DSL и других более современных технологий. Некоторые производители создали специальные модемы для поддержки данного метода .

ISDN -- (англ. Integrated Services Digital Network) цифровая сеть с интеграцией служб. Позволяет совместить услуги телефонной связи и обмена данными. Название было предложено группой XI CCITT в 1981 году. Основное назначение ISDN -- передача данных со скоростью до 64 кбит/с по абонентской проводной линии и обеспечение интегрированных телекоммуникационных услуг (телефон, факс, и пр.). Использование для этой цели телефонных проводов имеет два преимущества: они уже существуют и могут использоваться для подачи питания на терминальное оборудование. Для объединения в сети ISDN различных видов трафика используется технология TDM (англ. Time Division Multiplexing , мультиплексирование по времени ). Для каждого типа данных выделяется отдельная полоса, называющаяся элементарным каналом (или стандартным каналом ). Для этой полосы гарантируется фиксированная, согласованная доля полосы пропускания. Выделение полосы происходит после подачи сигнала CALL по отдельному каналу, называющемуся каналом внеканальной сигнализации .

xDSL -- (англ. digital subscriber line, цифровая абонентская линия) семейство технологий, позволяющих значительно повысить пропускную способность абонентской линии телефонной сети общего пользования путём использования эффективных линейных кодов и адаптивных методов коррекции искажений линии на основе современных достижений микроэлектроники и методов цифровой обработки сигнала. Технологии хDSL появились в середине 90-х годов как альтернатива цифровому абонентскому окончанию ISDN. К основным типам xDSL относятся ADSL, HDSL, IDSL, MSDSL, PDSL, RADSL, SDSL, SHDSL, UADSL,VDSL. Все эти технологии обеспечивают высокоскоростной цифровой доступ по абонентской телефонной линии. Некоторые технологии xDSL являются оригинальными разработками, другие представляют собой просто теоретические модели, в то время как третьи уже стали широко используемыми стандартами. Основным различием данных технологий являются методы модуляции, используемые для кодирования данных.

Связь по ЛЭП

Связь по ЛЭП - термин, описывающий несколько разных систем для использования линий электропередачи (ЛЭП) для передачи голосовой информации или данных. Сеть может передавать голос и данные, накладывая аналоговый сигнал поверх стандартного переменного тока частотой 50 Гц или 60 Гц. PLC включает BPL (англ. Broadband over Power Lines -- широкополосная передача через линии электропередачи), обеспечивающий передачу данных со скоростью до 200 Мбит/с, и NPL (англ. Narrowband over Power Lines -- узкополосная передача через линии электропередачи) со значительно меньшими скоростями передачи данных до 1 Мбит/с.

ATM - (асинхронный способ передачи данных) -- сетевая высокопроизводительная технология коммутации и мультиплексирования, основанная на передаче данных в виде ячеек (cell) фиксированного размера (53 байта ), из которых 5 байт используется под заголовок. В отличие от синхронного способа передачи данных (STM -- англ. Synchronous Transfer Mode ), ATM лучше приспособлен для предоставления услуг передачи данных с сильно различающимся или изменяющимся битрейтом.

Сотовая связь

Один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций (БС). Соты частично перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной (ровной и без застройки) поверхности зона покрытия одной БС представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид шестиугольных ячеек (сот). Сеть составляют разнесённые в пространстве приёмопередатчики, работающие в одном и том же частотном диапазоне, и коммутирующее оборудование, позволяющее определять текущее местоположение подвижных абонентов и обеспечивать непрерывность связи при перемещении абонента из зоны действия одного приёмопередатчика в зону действия другого.

Электросвязь

Разновидность связи, способ передачи информации с помощью электромагнитных сигналов, например, по проводам, волоконно-оптическому кабелю или по радио. В настоящее время, передача информации на дальние расстояния осуществляется с использованием таких электрических устройств, как телеграф,телефон, телетайп, с использованием радио и СВЧ-связи, а также ВОЛС, спутниковой связи и глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет. Принцип электросвязи основан на преобразовании сигналов сообщения (звук, текст, оптическая информация) в первичные электрические сигналы. В свою очередь, первичные электрические сигналы при помощи передатчика преобразуются во вторичные электрические сигналы, характеристики которых хорошо согласуются с характеристиками линии связи. Далее посредством линии связи вторичные сигналы поступают на вход приёмника. В приемном устройстве вторичные сигналы обратно преобразуются в сигналы сообщения в виде звука, оптической или текстовой информации.

Терминалы

Терминалы выступают в качестве точек доступа пользователей к информационному пространству.

Персональный компьютер

Компьютер - (англ. computer, МФА: -- «вычислитель»), электронное устройство, предназначенное для эксплуатации одним пользователем, то есть для личного использования. К персональным компьютерам (далее - ПК) условно можно отнести также и любой другой компьютер, используемый конкретным человеком в качестве своего личного компьютера. Подавляющее большинство людей используют в качестве ПК настольные и различные переносные компьютеры (лэптопы, планшетные компьютеры). Хотя изначально компьютер был создан как вычислительная машина, в качестве ПК он обычно используется в других целях -- как средство доступа в информационные сети и как платформа для компьютерных игр, а также для работы с графическими интерфейсами.

Сотовый телефон

Мобильный телефон, предназначенный для работы в сетях сотовой связи; использует радиоприёмопередатчик и традиционную телефонную коммутацию для осуществления телефонной связи на территории зоны покрытия сотовой сети. В настоящее время сотовая связь -- самая распространённая из всех видов мобильной связи, поэтому обычно мобильным телефоном называют именно сотовый телефон, хотя мобильными телефонами, помимо сотовых, являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи.

Телевизор

Современное электронное устройство для приёма и отображения изображения и звука, передаваемых по беспроводным каналам или по кабелю (в том числе телевизионных программ или сигналов от устройств воспроизведения видеосигнала -- например, видеомагнитофонов).

Игровая приставка

Специализированное электронное устройство, разработанное и созданное для видеоигр. Наиболее часто используемым устройством вывода является телевизор или, реже, компьютерный монитор -- поэтому такие устройства и называют приставками, так как они приставляются к независимому устройству отображения. Портативные (карманные) игровые системы имеют собственное встроенное устройство отображения (ни к чему не приставляются), поэтому называть их игровыми приставками несколько некорректно. Изначально игровые приставки отличались от персональных компьютеров по ряду важных признаков -- они предполагали использование телевизора в качестве основного отображающего устройства и не поддерживали большинство из стандартных периферийных устройств, созданных для персональных компьютеров -- таких как клавиатура или модем. До недавнего времени почти все продаваемые приставки предназначались для запуска собственнических игр, распространяемых на условиях отсутствия поддержки других приставок. Однако, по мере развития игровых приставок, разница между ними и персональными компьютерами стала постепенно размываться -- некоторые приставки могут позволить подключение клавиатуры, жёсткого диска и даже запуск на них операционной системы Linux. Схемы и программное обеспечение некоторых приставок могут распространяться, в виде исключения, под свободными лицензиями. Рынок игровых приставок развился из сравнительно простых электронных телевизионных игровых систем, таких как Pong, превратившись в наши дни в мощные многофункциональные игровые системы.

Услуги

Электронная почта

Технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Электронная почта по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности -- простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки. Достоинствами электронной почты являются: легко воспринимаемые и запоминаемые человеком адреса вида имя_пользователя@имя_домена (например, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script); возможность передачи как простого текста, так и форматированного, а также произвольных файлов; независимость серверов (в общем случае они обращаются друг к другу непосредственно); достаточно высокая надёжность доставки сообщения; простота использования человеком и программами. Недостатки электронной почты: наличие такого явления, как спам (массовые рекламные и вирусные рассылки); теоретическая невозможность гарантированной доставки конкретного письма; возможные задержки доставки сообщения (до нескольких суток); ограничения на размер одного сообщения и на общий размер сообщений в почтовом ящике (персональные для пользователей).

Поисковая система

Программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в интернете. Под поисковой системой обычно подразумевается сайт, на котором размещён интерфейс (фронт-энд) системы. Программной частью поисковой системы является поисковая машина(поисковый движок) -- комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы и обычно являющийся коммерческой тайной компании-разработчика поисковой системы. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на FTP-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet. Улучшение поиска -- это одна из приоритетных задач современного интернета (см. про основные проблемы в работе поисковых систем в статье Глубокая паутина). По данным компании Net Applications, в ноябре 2011 года использование поисковых систем распределялось следующим образом:

  • · Google -- 83,87 %;
  • · Yahoo! -- 6,20 %;
  • · Baidu -- 4,22 %;
  • · Bing -- 3,69 %;
  • · Yandex -- 1,7 %;
  • · Ask -- 0,57 %;
  • · AOL -- 0,36 %.

Типология современных методов применения средств ИКТ в системе общего образования

Софронова Н. В., проф. ИИО РАО, г. Москва

Под средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) будем понимать аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий. В настоящей статье речь пойдет, прежде всего, об электронных средствах образовательного назначения, которые являются подмножеством программных средств ИКТ. К ним относят прикладное программное обеспечение (в настоящее время это приложения под Windows Microsoft Office) и электронные средства, специально предназначенные для использования в системе общего образования: системы поддержки процесса обучения (электронные учебники и энциклопедии (в том числе сетевые), тренажеры, электронные лаборатории и пр.) и системы поддержки процесса управления в школе (АРМ "Директор", АРМ "Библиотекарь", для составления расписания и пр.). В современных условиях будем различать следующие модели применения средств ИКТ в пределах системы общего образования:

В общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях, интернатах и пр.);

В учреждениях дополнительного образования детей (дворцах и домах творчества детей и юношей);

В домашних условиях школьников (в рамках семейного обучения, внеклассной работы и пр.).

В учреждениях общего образования будем различать процессы обучения информатике и общеобразовательным дисциплинам, а так же управление образовательным процессов.

Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения информатике направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Рассматривая информатику в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, можно назвать общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.

Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.). В процессе работы с обучающими системами можно активизировать методы коррекции знаний учащихся, не затрачивая дополнительное время учителя. Эти средства образовательного назначения так же могут являться средством стимулирования и повышения мотивации обучения, а так же средством повышения познавательного интереса учащихся, поскольку известно, что для учащихся возможность поработать за компьютером дополнительное время является сильным стимулом.

Наряду с общедидактическими методами обучения на уроках информатики применяют частнометодические. Так, при изучении раздела "Алгоритмизация и программирование" применяют такие методы, как ролевое исполнение алгоритма, "черный ящик", приемы: усложнение задачи, "найди ошибку в алгоритме", таблица значений и др. (более подробно см. Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике. - М.: Высшая школа, 2004 г.).

На пропедевтическом уровне обучения информатике рекомендуется активизировать игровые формы обучения, например, информационные игры. Под информационными играми будем понимать игры, основанные на информационных процессах: передача, обработка, кодирование и декодирование информации и пр. Например, игры на передачу информации (в этих играх, как правило, задействованы невербальные каналы передачи информации). Дидактическое значение этих игр весьма высоко. Действительно, навыки передачи информации невербальными каналами (мимика, жест, поза, жестикуляция и пр.) имеют важное значение в повседневной жизни школьников, и будут иметь еще большее значение в будущей активной социальной и профессиональной деятельности. Однако в школе нет таких уроков, где бы школьников учили владеть этими способами передачи информации. Умение верно передать смысл сообщения не только словами, но и "общим выражением тела" очень пригодится учащимся в жизни, поэтому этому надо учить, в том числе, и на уроках информатики.

Например, шарады - это быстрые и зажигательные игры на угадывание, в которые можно играть самыми разными способами. В них могут играть всего несколько игроков или целый класс. Один игрок (или команда, в зависимости от того, какой вариант игры выбран) представляет какое-нибудь слово или фразу в пантомиме, в то время как остальные пытаются угадать, что он имел в виду. Представление можно проводить в полном молчании. Можно использовать условные движения - движения, о значении которых договорились заранее, показывающему пантомиму запрещено говорить.

Методы применения средств ИКТ при преподавании общеобразовательных дисциплин направлены на совершенствование процесса обучения в рамках заданной научной области знания. Если в процессе обучения информатике средства ИКТ могут выступать и как средство обучения и как объект изучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они могут являться только средством обучения. Названные выше общедидактические методы обучения так же будут иметь место и сохранят свою специфику, что в конечном счете будет способствовать повышению качества обучения школьников за счет увеличения познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения, интенсификации методов коррекции знаний учащихся без увеличения рабочего времени учителя. Особо необходимо отметить увеличение доли исследовательских методов обучения, таких как метод проектов. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой.

Методы применения средств ИКТ в процессе управления образовательным процессом в школе ориентированны на совершенствование процесса управления. Здесь можно выделить следующие направления: управление персоналом, управление материально-техническим обеспечением, управление учебно-воспитательным процессом, управление информационными ресурсами. Для каждого из указанных направлений разработаны специальные электронные средства. Для совершенствования процесса управления персоналом - системы типа "Отдел кадров". Для совершенствования процесса управления материально-техническим обеспечением - системы типа "Склад", для учебно-воспитательного процесса - "Расписание", для информационного обеспечения - "Библиотека" и школьные сайты. Основными методами работы с этими системами являются информационно-поисковые и аналитические.

В пределах модели применения средств ИКТ в учреждениях дополнительного образования детей будем выделять две основные области: ИКТ как объект изучения и активизации познавательной деятельности детей и как средство совершенствования процесса управления. Основным отличием системы дополнительного образования детей от системы среднего образования является отсутствие единых обязательных государственных стандартов на содержание образования. Эта особенность привносит качественные изменения в методы применения средств ИКТ. Рассматривая средства ИКТ как объект изучения можно отметить свободу педагога в выборе направления учебной деятельности детей. Учитывая, что в учреждения дополнительного образования дети приходят добровольно (в отличие от школ, куда дети приходят в обязательном порядке), педагог особое внимание уделяет методам стимулирования и мотивации обучения. В выборе содержания образования он исходит из запросов и интересов школьников, более активно реагируя на инновации в области развития ИКТ. Таким образом, содержание образования не дублирует школьный курс информатики, а расширяет и углубляет его. Безусловно, педагог может применить все известные методы обучения информатике, однако приоритетными остаются методы стимулирования и мотивации обучения, исследовательской деятельности (поскольку внеурочная работа позволяет более эффективно применять нелинейные методы обучения, каковыми являются исследовательские), игровые формы организации занятий.

Методы применения средств ИКТ в процессе управления образовательным процессом в учреждениях дополнительного образования детей ориентированны на совершенствование системы работы с одаренными детьми в различных областях деятельности. Они в большей части соответствуют описанным выше для управления в учреждениях полного среднего образования. Вместе с тем здесь тоже необходимо указать на определенную специфику. Известно, что учреждения дополнительного образования детей довольно обособленны от системы общего образования и друг от друга. Условия самофинансирования вынуждают учреждения дополнительного образования детей более активно сотрудничать с социальным окружением: детьми и их родителями. Вместе с тем в каждом таком учреждении накоплен уникальный опыт работы с одаренными детьми, многие педагоги работают по авторским программам. Все это достойно обобщения и распространения, чему могут способствовать средства ИКТ и, прежде всего, сетевые технологии. Создание единой информационной образовательной системы регионов и России позволит аккумулировать и тиражировать опыт многих педагогов. Таким образом, в системе дополнительного образования детей, кроме названных выше методов обучения информатике и управления образовательным процессом, можно назвать методы распространения передового педагогического по работе с одаренными детьми, интеграции различных общеобразовательных систем.

Методы применения средств ИКТ в условиях домашнего обучения ориентированны на индивидуализацию процесса обучения школьников, их социальную адаптацию. Для использования в домашних условиях разрабатывается большое количество обучающих систем типа "Домашний репетитор" по всем общеобразовательным дисциплинам. Встроенные технологии обучения в таких системах имеют репродуктивный характер, основное их назначение -подготовка к выпускным или вступительным экзаменам, повторение пройденного в школе учебного материала. Кроме того, имея дома компьютер, школьник получает возможность более эффективно и качественно выполнять домашние задания (готовить рефераты и пр.). В этом случае средства ИКТ являются средством индивидуализации обучения и совершенствования учебной деятельности школьников. Как средство социальной адаптации школьников средства ИКТ выступают, когда ученики общаются друг с другом посредством Интернет. Сетевые технологии - это мощное средство социальной активности, мобильности и инициативности. Имея дома свободный доступ в Интернет ребенок получает возможность участвовать в сетевых проектах, получает доступ к разнообразной информации, получает возможность проявить социальную активность. Безусловно, школьник должен быть готов к восприятию любой информации (в том числе негативной). Для правильного восприятия любой информации у него должно быть развито критическое мышление, на что особое внимание необходимо уделять всем учителям и родителям.

Подводя итог, отметим, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание учителям и родителям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта. Кроме того, использование средств ИКТ в качестве объекта обучения порождает новые методы обучения - частнометодические методы обучения информатике.