Обзорная память. Плохая память, причины

— интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения — основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Начало экспериментального изучения памяти было положено в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Г. Эб- бингауза (1850-1909), обобщенными в его работе «О памяти» (1885). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Г. Эббингауз вывел «кривую забывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала. В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машинного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований. Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-реконструктивным сохранением материала. Человеческая память подвержена влиянию социо-культурных факторов.

В процессе развития индивид все в большей мере ориентируется на смысловые, семантические связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от структуры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей. Память машины — механическая память. Память человека — ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична — в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

Особенности памяти человека

В зависимости от особенностей запоминаемого материала существуют специальные способы его кодификации, архивации и извлечения. Пространственная организация среды кодируется в форме схематических образований из смысловых опорных точек, характеризующих наше физическое и социальное окружение.

Последовательно наступающие явления запечатлеваются в линейных структурах памяти. Формально организованные структуры запечатлеваются ассоциативными механизмами памяти, обеспечивающими группировку явлений и предметов по определенным признакам (предметы быта, труда и т. п.). Все смысловые значения категоризуются — относятся к различным группам понятий, находящихся в иерархической взаимозависимости.

От организации материала в памяти зависит возможность его быстрой актуализации, извлечения. Информация воспроизводится в той связи, в какой она первично формировалась.

Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между тем ум, способность устанавливать взаимосвязи и является основой памяти.

Извлечение усвоенного материала из памяти в целях использования при узнавании, припоминании, воспоминании называется актуализацией (от лат. actualis — действительный, настоящий). Необходимый материал мы ищем в памяти точно так же, как необходимую вещь в кладовой: по предметам, находящимся по соседству. Образно говоря, в фонде нашей памяти все развешено «на крючках» ассоциаций. Тайна хорошей памяти — в установлении прочных ассоциаций. Вот почему люди лучше всего запоминают то, что связано с их житейскими заботами, профессиональными интересами. Энциклопедическая эрудиция в одной сфере жизни может сочетаться с невежеством в других сферах. Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо известных нам фактов. Механическое же «задалбливание», «зубрежка» — самый неэффективный способ запоминания.

Возможности актуализации у человека значительно шире, чем это ему представляется. Трудности памяти, скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного забвения впечатлений не существует.

Фонд человеческой памяти пластичен — с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях его памяти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида — прочно запоминается то, что включено в активную деятельность человека, отвечает его жизненной стратегии.

Операциональная система поведения и деятельности человека, т. е. его умения и навыки — запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повторении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функциональный комплекс.

Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида — единое системное образование.

Память — психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и в пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Классификация явлений памяти

Различаются процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание и формы памяти — непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти: образную, логическую и эмоциональную.

Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов : зрительная, слуховая, двигательная и т. д.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную) память.

Связь между запоминанием и воспроизведением

След от каждого впечатления бывает связан со множеством следов сопутствующих впечатлений. Косвенное запоминание и воспроизведение — это запоминание и воспроизведение данного образа по той системе связей, в которую образ входит, — по ассоциациям. Непрямое, ассоциативное всплывание образов психологически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления. Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизведения следов по ассоциациям.

Различаются три вида ассоциаций.

Ассоциация по смежности. Это элементарный вид связи без существенной переработки информации.

Ассоциация по контрасту. Это связь двух противоположных явлений. Данный вид связей основан уже на логическом приеме противопоставления.

Ассоциация по сходству. Воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию. Ассоциации по сходству требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству — один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.

Таким образом, по способу запоминания память может быть механической и ассоциативной (смысловой).

Системы памяти человека

Рассмотрим системы памяти. В любом виде деятельности задействуются все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием различных механизмов, систем памяти.

Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти: 1) сенсорная; 2) кратковременная; 3) оперативная; 4) долговременная.

Сенсорная память — непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта, непосредственное запечатление сенсорных воздействий, т. е. сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени (0,25 сек). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизме- няюшихся явлений.

Кратковременная память — непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти — не более 30 сек. Объем ее ограничен пятью-семью объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Оперативная память — избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним определенные условия задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы - единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов. Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. Так, запомнить номер АБД125 легче в виде 125125, т. е. перекодировав буквы в цифры соответственно месту букв в алфавите.

Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состояние которых изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух переменных факторов.

Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, его ведущей деятельности.

Типы памяти — индивидуально-типологические особенности памяти

Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: объем и точность запоминания; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного человека зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы).

Различные сочетания индивидуально-типологических особенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти (рис. 1).

Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и продолжительности его сохранения в памяти. Так, в ходе психологических опытов было установлено, что для запоминания 12 слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому — лишь 14.

Существенная индивидуальная особенность памяти — направленность на запоминание определенного материала. Известный криминалист Г. Гросс рассказывал о крайне плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно сказать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический материал.

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других — к мышлению. Чем выше уровень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению. Интеллектуально развитый человек запоминает преимущественно с помощью логических операций. Но развитие памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием. У некоторых людей очень развита образная (эйдетическая) память.

Рис. 1. Классификация явлений памяти

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную (рис. 3).

Рис. 3. Классификация основных видов памяти

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П.Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т.д.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Следует отметить, что развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость - спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев - усиливается.

Существенные перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память - специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную . Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.

Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод : были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления — это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как протекает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г. Э. Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

С развитием объективного исследования поведения животного область изучения памяти была существенно расширена. В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов . Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса “учения” у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л. С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

И лишь за последние 40 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем .

Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним из наиболее богатых в психологической науке. Многие из перечисленных теорий и в настоящее время существуют на уровне гипотез, однако ясно одно, что память — это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
  • по характеру психической активности , преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  • по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
  • по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с.

  1. Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем — лишь воспоминание о том, что оно было.
  2. Поводите карандаш или просто палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.
  3. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Последите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память

Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается 5-6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.

Долговременная память.

Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит несколько десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро.

Оперативная память

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

Двигательная память

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, “золотые руки”.

Эмоциональная память

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия — способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная память

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память

Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Произвольная и непроизвольная память

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Память – это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отображение материала. Память это в психологии определение способности мозга выполнять функции запоминания, хранения и воссоздания опыта. Также этот психический процесс позволяет человеку вспоминать переживания и события прошлого времени, сознательно думая о его ценности в собственной истории и осмысливать чувства и эмоции, которые связанные с ним. Данный процесс способствует тому, что человек может расширять свои познавательные способности. Также это свойство имеет сложную структуру, состоящую из некоторых функций и процессов, которые обеспечивают восприятие информации из окружающей действительности и фиксирование ее в прошлом опыте. Внутренняя память сложный процесс, в котором осуществляется восприятие, накапливание, хранение, систематизация и очень быстрое воспроизводство информации.

Память в психологии

Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Существуют разные психологические теории, в которых есть собственный взгляд на данное понятие.

В ассоциативной теории ключевым понятием есть ассоциация. В памяти она осуществляет соединение частей воспринятого материала. Когда человек что-то воспоминает, он начинает искать связь между этими материалами и теми, которые нужно воспроизвести. Образование ассоциаций имеет закономерности: схожесть, смежность и контраст. Схожесть проявляется в том, что материал, который запоминается, потом воспроизводится через связь со сходным материалом. Смежность происходит, когда поступающий материал запоминается в связи с предыдущим материалом. Контраст выражается в том, что материал, который должен запомниться отличается от того, который сохраняется.

Согласно бихевиорестической теории, запоминанию материала способствуют специальные упражнения. Такие упражнения помогают лучше и быстрее фиксировать внимание на предметах, эпизодах. На качественное запоминание имеют влияние несколько факторов: возраст, индивидуальные характеристики, интервал между упражнениями, объем материала и другие.

В когнитивной теории данный процесс характеризуется, как некоторая совокупность блоков и процессов трансформации информационного материала. Одними блоками обеспечивается распознавание выразительных черт материала, другими создается когнитивная ориентировочная карта информации, с помощью третьих удерживается информация, четвертый блок преобразовывает материал в конкретную форму.

Деятельностная теория рассматривает этот процесс, как активный компонент связи между человеком и миром. Это происходит через процессы анализа, синтеза, группирования, повторения и выделения признаков, с их помощью также создается мнемический образ, своеобразная форма материала, в котором заключается личностное отношение человека. На запоминание также влияют внешние знаки-стимулы, которые позже становятся внутренними и человек, руководствуясь ими, управляет этим процессом.

Виды памяти

Данный процесс, многоуровневый и многофункциональный, такая сложность предполагает различение нескольких его видов.

Внутренняя память отображает биологические процессы запоминания человеком информации.

Внешняя память фиксируется на внешних средствах (бумага, диктофон). Различение других видов базируется на характере психической активности, характеристике представлений, характере связи с целевой деятельностью, продолжительности хранения образов и целей исследования. Самое простое распределение данного процесса на внутренний и внешний. Разделение на виды за характером психической активности: образная, двигательная, словесно-логическая и эмоциональная.

Образная память – это процесс запоминания образов, которые были сформированы на основании материала сенсорных систем. Вследствие чего, в образном процессе есть также виды памяти, зависимо от основной анализаторной системы: зрительная (фиксирование образов предметов или людей, с которыми часто происходил контакт); слуховая (образ звуков, которые когда-то слышал человек); вкусовая (вкусы, которые человек когда-то ощущал); обонятельная (образ запахов, с которыми человек может ассоциировать какое-то воспоминание); тактильная (образы касательных ощущений, которые напоминают о предметах или людях).

Двигательная память – это вид, благодаря которому люди учатся управлять велосипедом, запоминать танец, играть в игры, плавать, также проделывать любую трудовую деятельность и разные целесообразные движения.

Эмоциональная память – это способность помнить чувства, переживания или , помнить эмоции и их относительность к какой-то определенной ситуации в тот момент. Если у человека бы отсутствовал этот психический процесс, то он был бы «эмоционально тупым» – это определение состояния человека, в котором он выглядит непривлекательным, неинтересным для окружающих, таким себе роботоподобным объектом. Умение выражать свои эмоции – залог психического здоровья.

Словесно-логическая память делится на слова, суждения и мысли. Она разделяется также на механистическую и логическую. Механистическая, включает в себя запоминание материала за счет его постоянного повторения, когда отсутствует осознание смысла информации. Логическая – составляет смысловые связи в запоминаемых объектах. За уровнем осознания запоминаемого материала память бывает двух видов: имплицитная и эксплицитная.

Имплицитная – память на не осознаваемую человеком информацию. Запоминание происходит замкнуто, независимо от сознания и недоступно прямому наблюдению. Такой процесс осуществляется с потребностью найти решение в какой-то ситуации, но даже тогда не поддаются осознанию те знания, которые имеются у человека. Примером такого процесса есть то, что человек в процессе его социализации воспринимает нормы общества, и руководствуется ими в своем поведении, не осознавая основные теоретические принципы.

Эксплицитная память происходит, когда полученные знания используются абсолютно сознательно. Они извлекаются, припоминаются, когда есть необходимость в решении какой-то задачи, используя эти знания. Данный процесс может быть: непроизвольный и произвольный. В непроизвольном процессе остаются следы от образов, возникшие бессознательно, автоматически. Такое запоминание больше развито в детстве, с возрастом оно слабеет.

Произвольная память – это целеустремленное запоминание образа.

За продолжительностью во времени память разделяют на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную.

Мгновенная память , ее еще называют сенсорная, отображается в удержании информации, воспринятой сенсорными анализаторами. Она, в свою очередь, разделяется на иконическую и эхоическую.

Иконическая – это некий сенсорный регистратор зрительных раздражителей. С ее помощью фиксируется информация в целостной форме. Человек никогда не различает иконическую память и объекты окружающей среды. Когда иконическая информация вытесняется другой информацией, зрительное ощущение становится более восприимчивым. Если зрительный материал поступает слишком быстро, то происходит наслаивание одной информации над другой, которая все еще держится в памяти, и перешла еще в долговременную память. Это называется эффект обратной маскировки.

Эхоическая память – послеобразная, в ней хранятся образы не более чем 2-3 секунды, когда было влияние слухового раздражителя.

Кратковременная память способствует запоминанию человеком образов после однократного, кратковременного их восприятия и мгновенному воспроизведению. В таком процессе имеет значение количество стимулов, которые воспринимаются, их физическая природа, и не принимается в счет их информационная нагрузка.

Кратковременная память имеет определенную формулу, за которой определяется количество запомненных объектов. Она звучит, как «семь плюс-минус два». Когда человеку предъявляется стимульный материал, на котором изображено определенное количество предметов, он может запомнить из них 5 или 9 объектов на время до 30 секунд.

Оперативная память – сохраняет след образа, который необходим для выполнения текущего действия.

Долговременная память может хранить следы образов очень долгое время и позволяет их потом использовать в будущей деятельности. Благодаря такому запоминанию человек способен копить знания, которые потом он может извлекать или по собственному желанию, или при внешнем вмешательстве в головной мозг (с помощью ).

Зависимо от целевой исследовательской деятельности существуют особенные виды этого психического процесса: биологическая, эпизодическая, ассоциативная, репродуктивная, реконструктивная, автобиографическая.

Биологическая или ее еще называют генетической, обусловливается механизмом наследственности. Она предполагает владение человеком таких паттернов поведения, которые были свойственны людям в более раннее периоды эволюции, это выражается в рефлексах, инстинктах.

Эпизодическая представляет собой хранилище фрагментов материала, которые привязаны к определенной ситуации.

Репродуктивная заключается в повторении воспроизводства информации, припоминая оригинальный вид сохраненного объекта.

Реконструктивная помогает восстановить нарушенную последовательность стимулов к первоначальному виду.

Ассоциативная память формирует функциональные связи, то есть ассоциации, между объектами, которые запоминаются.

Автобиографическая память помогает человеку запоминать события собственной жизни.

Тренировка памяти

Тренировка происходит тогда, когда люди даже ее не замечают. Запоминая список продуктов, необходимых в магазине, имена новых знакомых, даты рождения – все это является тренировкой для человека. Но на развитие существуют упражнения более конкретные, они способствует намного лучшему запоминанию, концентрированию на конкретном развитии этих способностей. Если развивается память, то одновременно развиваются и другие психические процессы (мышление, внимание).

Существуют на развитие данного процесса упражнения, наиболее распространенные будут кратко описаны ниже.

Развитие памяти у взрослых упражнения бывают самыми разными. Очень популярным упражнением есть таблицы Шульте. Они способствуют развитию периферийного зрения, внимания, наблюдательности, скорочтения и зрительной памяти. Ища последовательно идущее числа, зрение, фиксирует всего несколько ячеек, так запоминается место нужной ячейки и ячеек других чисел.

Упражнение на развитие фотографической памяти по методу Айвазовского . Ее суть в том, чтобы на протяжении пяти минут смотреть на объект. После, закрыть глаза и восстановить образ этого объекта в голове, максимально четко. Также эти образы можно рисовать, это поможет улучшить эффективность упражнения. Его нужно выполнять периодически, чтобы хорошо развивалась визуальная память.

Упражнение игра в спички помогает тренировать зрительную память. Для этого необходимо положить на стол пять спичек, и смотреть на их расположение, потом отвернутся, взять еще пять спичек и попробовать уже на другой поверхности воссоздать расположение спичек, которые запоминались.

Упражнение римская комната способствует развитию способности структурирования сохраненной информации, но с ее помощью также тренируется зрительная память. Необходимо запоминать последовательность предметов, их детали, цвет, формы. В результате запоминается больше информации и тренируется зрительная память.

Для тренировки слуховой памяти также существуют упражнения.

Развитие памяти у взрослых упражнения должны подчиняться определенным правилам. Первое упражнение – это чтение вслух. Когда человек озвучивает запоминаемый материал, он развивает свой словарный запас, улучшает дикцию, интонацию, улучшает умение придавать эмоциональную окраску и яркость своей речи. Также лучше запоминаются аудиальные компоненты прочитанного. Читать нужно легко, не торопится, читать так, как разговариваешь. Есть некоторые правила: четко проговаривать слова, с соответственной расстановкой, выразительно произнеся каждое слова, не «съедать» окончание, произносить текст так, будто это речь дипломата или оратора, выкладывающего собственные мысли по какому-то серьезному вопросу. Если читать не менее десяти или пятнадцати минут каждый день, придерживаясь всех правил, можно уже через месяц заметить результаты в ораторских способностях и слуховой памяти.

Регулярное изучение стихотворений является хорошим и простым способом в тренировке запоминания. Изучая стих, необходимо понять его смысл, выделить приемы, которые использовал автор. Разделить его на смысловые составляющие, выделить главную мысль. Важно выучивая стих все время повторять его, произнеся вслух, применять интонацию, передать настроение автора, таким образом, развивая еще дикцию. Повторять нужно много раз, и со временем количество повторений будет уменьшаться. Во время произношения стиха в уме или вслух, задействуется артикуляционный аппарат. Изучение стихотворения используется для долговременного запоминания абстрактной информации. Такое запоминание происходит, например, в изучении таблицы умножения, или запоминания числа Пи.

Слуховая память развивается благодаря подслушиванию. Находясь среди людей, в транспорте или на улице, на скамейке, нужно сосредотачивать внимание на разговоре других людей между собой, осмысливать информацию, стараться запомнить ее. Потом, придя домой, проговорить услышанные разговоры с соответствующей интонацией и вспомнить выражение лиц людей на момент разговора. Упражняясь так очень часто, человек сможет научиться воспринимать бегло текст на слух, станет намного внимательнее и чувствительнее к интонации и тону.

Эффективным методом является развитие памяти по методикам спецслужб. Это программа тренировок, которые базируются на методиках, применяющих в спецслужбах. Эффективность такой программы проверена разведчиками и контрразведчиками. Этот метод представлен в книге автора Дениса Букина, которая так и называется «Развитие памяти по методикам спецслужб».

В современном мире почти все привыкли к тому, что у них под рукой всегда есть телефон, планшет, органайзер, в котором хранится необходимая информация и которую всегда можно там подсмотреть. Рутинная работа, перегружение процесса запоминания ненужной информацией, неумение эту информацию систематизировать приводит к ослабеванию мнемических процессов. В книге описывается профессия, в которой хорошо развитая память есть залогом успеха, точнее, есть жизненно необходимой – это разведчик. Он не может сохранить на телефоне план операции, карту, у него нет времени на листание блокнота. Вся важная информация должна храниться только в голове, все детали, чтобы в нужный момент их четко воспроизвести. Каждая глава книги описывает каждый этап карьеры разведчика. Каждый этап содержит методики, упражнения и инструкцию к ним.

Развитие памяти

Развитая память очень большой плюс личности человека, как в повседневной жизни, так и на работе. В большинстве профессий очень ценится развитая память, она является большим преимуществом, помогающим достигать больших свершений на работе и принимать большую ответственность на себя. Существуют определенные способы для развития данного процесса. Чтобы что-то запомнить, необходимо сосредоточиться на процессе, на самом материале. Нужно осмысливать информацию, искать в ней параллели по отношению к своему опыту. Чем больше имеется шансов установить такую связь, тем лучше будет запоминание.

Если нужно вспомнить какой-то элемент, например, имя, телефон, номер, не нужно сразу бросаться в блокнот или интернет за ответом. В течение пары минут нужно абстрагироваться от всего внешнего, заглянуть в глубины своего мозга и попытаться вспомнить самому.

Если нужно запомнить что-то очень важное, нужно создать в голове относительно этого какой-то образ, ассоциацию, очень яркую. Мозг намного легче запоминает что-то оригинальное, в связи, с чем легче будет вспомнить нужную вещь. Чтобы легко запоминать числа нужно разбивать их на группы, или также, как в предыдущем методе, создать ассоциации.

Очень эффективным методом развития памяти есть тренажер для развития когнитивных способностей, под названием проект Викиум.

Чтобы хорошо что-то запомнить, нужно сразу после восприятия информации, проговорить ее, потом пересказать ее кому-то еще, так будет легче запомнить и лучше понять смысл материала.

Очень простым методом, который можно применять везде, является решение в уме самых простых арифметических задач.

Также простейшим способом развития запоминания есть прокручивание в голове событий дня. Это лучше делать в конце каждого дня перед сном, воссоздавая все детали и эпизоды, чувства, переживания, эмоции, которыми был наполнен этот день. Также нужно дать оценку своим поступкам и действиям, совершенным в этот день.

Чтение книг способствует развитию запоминания, мозг концентрируется, текст воспринимается, и детали откладываются в памяти.

Эффективное запоминание предполагает понимание смысла текста. Заучивать механически материал, не пересказывая его своими словами очень невыгодно. Такой процесс остановится на уровне оперативной памяти и в долговременную не перейдет.

Чтобы развить память нужно приучить себя повторять информацию, сначала для запоминания потребуется многократное повторение, после такого частого повторения мозг будет достаточно развит, чтобы запоминать информацию быстрее.

Механические движения руками помогают в развитии памяти. Когда человек делает какое-то долговременное действие руками, структуры головного мозга активизируются.

Изучение иностранных языков также хорошее средство для улучшения памяти.

Немалую роль отыграет эмоциональное состояние человека. Когда человек спокоен и счастлив он сумеет быстро и легко запомнить информацию и воспроизводить ее, чем человек в состоянии гнева или тревоги.

Чтобы развивать память необходимо работать над этим, сосредоточено и целеустремленно. Лень будет способствовать деградации психики человека, и хорошая память явно не будет характерной чертой такого человека. Развитая память открывает перед человеком большие перспективы, благодаря памяти можно достичь высоких результатов, как на работе, так и в общении.

С помощью нейробики тоже можно развивать и поддерживать данный психический процесс. Существует соответствующая литература, в которой описывается масса методов по развитию этого процесса.

Описанными выше способами нужно нагружать свою память, без регулярной тренировки она будет ослабевать, подводить и ускорит старение мышления.

Есть еще несколько правил, которые необходимо соблюдать для эффективного развития этого процесса. Для того чтобы память была хорошей, необходимо, чтобы мозг был работоспособным, для этого он должен насыщаться кислородом, который поступает в крови. Для этого нужно часто бывать на воздухе, делать перерывы в умственной работе на несколько минут, делать упражнения, зарядку, которые способствуют приливу крови к головному мозгу.

Если человек курит и не тренирует свою память, он прописывает себе быстрое изнашивание психических процессов. Если человек курит и тренирует память, у него немного позднее начинаются такие процессы, но все равно быстрее, чем у совсем некурящих людей.

Полноценный сон способствует развитию данного процесса, обеспечивает активность мозга. Если человек не высыпается, его память на биологическом уровне не способна работать нужным образом. Потому что мозг зависит от биологических ритмов дня и ночи, поэтому только ночью восстанавливаются клетки мозга и наутро, проспав семь или восемь часов, человек будет готовым к продуктивному рабочему дню.

Чтобы сохранить гибкость ума нужно отказаться от алкоголя. Чем больше человек употребляет, тем больше он наносит вреда своему мозгу. У некоторых людей есть опыт, когда после злоупотребления алкоголем они не помнят половину из случившихся событий. Особенно когда необходимо выучить какой-то материал, то до этого нужно избегать употребления даже вина и пива, не говоря уже о более крепких напитках. Для хорошо развитой памяти нужно правильно питаться, особенно продуктами, которые содержат фосфорную кислоту и соли кальция.

Все вышеперечисленные методы, правила, если их применить в комплексе гарантируют развитие и сбережение памяти на долгие годы.

Развитие памяти у детей

С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополнятся, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.

Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста , в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.

Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом ненамеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.

Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.

Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но специальное обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических заданий, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.

Успех практически во всех областях жизни зависит от того, сумеем ли мы вспомнить нужную информацию в определенное время. Так что память человека и попытки её усовершенствовать находятся в центре пристального внимания всего земного шара уже на протяжении сотен лет.

Человеческая память обеспечивает непрерывность опыта и основу развития личности. Все наши впечатления оставляют след и, когда нам нужно, бывают актуализированы, припомнены. Если бы не память, все стало бы мгновением, потому что только сохранение и возможность воспроизведения организует представление человека о самом себе как о субъекте, существующем до настоящего момента.

Значение и история

Память как психический процесс связана со всеми психическими функциями, особенно сильна её связь с эмоциями, двигательными функциями и когнитивными процессами. Бартлетт подчеркивает, что воспоминания – это не безжизненные и зафиксированные раз и навсегда пласты опыта.

Воспоминание есть созидание, конструирование, основой которого является наше отношение к прошлому. То есть каждый раз, когда мы вспоминаем, мы творим – отделы мозга, в которых в прошлом произошло возбуждение на событие, при воспоминании снова становятся активны, творя его.

Возможность совершенствования неотделима от памяти, эта связь коренится в определении, как способности хранить и воспроизводить. Все вновь воспринятое укладывается в уже бывшее воспринятым, и происходит непрерывная шлифовка восприятия и действий человека. Видимо, именно так люди становятся экспертами в своей области.

У всех других существ, кроме человека, представлены память генетическая и механическая. Генетическая отвечает за передачу через гены тех свойств, что необходимы существу для выживания. Механическая – результат научения за недолгий срок жизни. Обе они не способны к такой организации опыта, которая возможна благодаря человеческой памяти.

Понятие памяти долгое время находилось в ведении философии, так как она выступает одной из основ познания человека. Платон представлял её в виде отпечатка, впрочем, не наделяя активностью. Аристотель выделил роль ассоциаций при обращении к ней в процессе мышления.

Декарт акцентировал внимание на активности запоминания – нужное остается, другое отбрасывается. На вопрос «Что такое память и какое значение она имеет?» отвечали Спиноза, Гоббс, Локк, Гегель и многие другие. Так, Бергсон считал её основой индивидуальности.

С середины XIX века открывается эра исследований памяти в психологии. В это время закладывается экспериментальный подход к разработке понятий, связанных с психической жизнью индивида. Благодаря успехам, которых достигла психология, стало понятно, что такое память – свойство нервной системы, заключающееся в сохранении, воспроизведении и изменении информации, но до сих пор по огромному числу побочных вопросов не достигнут консенсус.

Общая информация

Память – условие научения, формирования навыков, приобретения знаний. Основные функции памяти: узнавание, воспроизведение, запоминание, сохранение.

Исходя из этого выделяют свойства памяти: объем, скорость запоминания, время хранения, точность и скорость воспроизведения. Качественные характеристики памяти часто связаны с профессиональной деятельностью или особенностями конкретного человека.

Из-за обилия оснований для классификации есть множество различных групп, внутри которых её подразделяют на специфические виды. Например, по основанию отличия от других существ можно выделить следующие виды памяти у человека:

  • Произвольная. Отвечает за целенаправленное запоминание.
  • Логическая. Включение запоминаемого в логические связи.
  • Опосредованная. Использование вспомогательных средств для запоминания.

С другой стороны, важную роль играет время хранения материала в памяти. И её виды по длительности хранения различны:

1. Мгновенная память

Мгновенная, еще ее можно назвать сенсорной, является непосредственным отражением того, что восприняли органы чувств. Она сохраняет информацию около 0.1-0.5 секунды. Представляет собой образ от впечатления.

2. Кратковременная память

Кратковременная – отвечает за хранение наиболее существенных элементов образа в течение 20 секунд, если материал не повторяется. Этой памяти принадлежит область актуального сознания человека, в ней оказывается только то, что соответствует индивидуальному портрету личности, то, на что человек обратил внимание.

3. Оперативная память

Или, как её еще называют, рабочая память человека – может сохранять информацию до нескольких дней в зависимости от поставленной задачи. Сохраненная информация нужна именно для решения проблемы, стоящей перед человеком. Оперативная может быть увеличена, что при этом приведет к развитию подвижного .

4. Долговременная память

В ней находятся самые фундаментальные и значимые воспоминания, знания. Хранит информацию бессрочно. Повторение упрочивает сохраненный опыт.

5. Генетическая память

Информация в генотипе, передающаяся по наследству. Именно на неё мы не в силах оказать влияния.

По анализатору, который преобладает в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения, выделяются: эмоциональная, слуховая, зрительная память и другие виды. Слуховая память отвечает за запоминание и воспроизведение звуков, именно она позволяет музыкантам и филологам улавливать тонкие переходы между мелодиями и произношением слов. Зрительная – связана с визуальными образами, огромное влияние оказывает на способность к воображению, при этом чем легче человек вспоминает образ, тем проще ему его воспроизвести.

Качества памяти зависят от индивидуальных характеристик самого человека. Индивидуальные особенности процессов запоминания и воспроизведения у человека складываются в типы памяти. Среди них можно выделить: образный, словесно-логический. Так, образный тип отличается тем, что сохраняются целые «куски» образа. У смыслового типа элементы воспринятого выстраиваются в систему, акцент идет на смысл, а не на форму.

Структура

Уильям Джеймс впервые предложил разделение памяти на кратковременную и долговременную на основании того, что какую-то часть из той информации, которую получаем, мы безвозвратно утрачиваем, а другую запоминаем на долгие годы. Эббингауз представил примерно в то же время свою кривую забывания. Закон Эббингауза гласит, что мы забываем больше половины того, что выучили в течение часа, к концу недели остается меньше 1/5 от того, что мы выучили.

Уже в середине XX века Петерсон смог показать ограниченность срока хранения информации. Она исчезает, если её не повторять. Именно это стало доказательством существования кратковременной памяти. По результатам экспериментов Петерсона и Эббингауза можно заключить, что для успешного заучивания материала на долгое время достаточно повторять его периодически.

Благодаря экспериментам и наблюдениям за людьми с поражениями мозга мы уже знаем, что отделы мозга, отвечающие за кратковременную и долговременную память, различны. Насчет объемов кратковременной до сих пор существуют разные теории.

Одна из них, которая является, пожалуй, наиболее популярной, состоит в том, что максимальное количество единиц хранения в ней равно 7. При этом не важно, что мы считаем единицей информации – букву или слово. Если дать набор букв, то человек запомнит около 7, то же самое произойдет и со словами, хотя слова и кажутся более информативными и сложными единицами информации.

Таким образом, возможность запоминать 7 единиц информации нас, по сути, не слишком ограничивает. Достаточно правильно организовывать разрозненные элементы в группы, чтобы групп этих было не больше 7, тогда удастся запомнить огромные куски информации. Под правильной организацией подразумевается процесс сочетания групп с информацией из долговременной памяти. Эффективность этого приема доказана в экспериментах Бауэра и Спрингстона.

Суть его в том, что нам нужно не просто создать из разрозненных элементов какие-то системы, но эти системы должны иметь ассоциации с нашим прошлым. Тогда на любую систему можно набросить ярлык, мысленную «наклейку», и вспоминать только её, а не входящие в неё элементы.

Некоторые ученые (Баддели и др.) выступают за то, что объем информации, возможный для хранения в кратковременной памяти, ограничен лишь скоростью, с которой мы повторяем информацию. Таким образом, решающее значение остается за временем. Чем больше информации мы можем уместить в маленький промежуток времени, тем потенциально лучше мы можем запомнить её.

В кратковременной мы всегда находимся, она непосредственно нам дана. В долговременной находятся наши знания, воспоминания и все остальное, что придает жизни смысл, позволяет воспринимать новый опыт. Она, видимо, может сохранить безграничное количество информации на любой по длительности срок.

С одной стороны, память находится везде в мозге, с другой – некоторые зоны явно исполняют функции, необходимые для взаимодействия разных её видов. Как работает память и запоминание? Теория Хебба дает оригинальный ответ на это:

  • Благодаря кратковременной начинается виток нервной активности.
  • Достаточно большое количество повторений приводит к химическому или структурному изменению.
  • Если произошло объединение информации с прошлыми воспоминаниями, осмысленное включение, то информация переводится на постоянное хранение.

Мнемоника – искусство помнить

Существует огромное количество источников, рассказывающих о том, как развить память. Лучше всего обратиться прямиком к когнитивной психологии, которая годами проводит эксперименты и изучает психические процессы человека и непосредственно развитие памяти. Особенности памяти не просто позволяют улучшать запоминание информации, но делают возможным интенсивное развитие интеллектуального уровня человека.

И первый факт, который психология припасла для людей: для запоминания нужно организовывать информацию в схемы.

Организация может происходить с помощью знакомых человеку идей, вещей, объектов. Ассоциации незнакомого со знакомым позволяют быстрее обратиться к информации. Подключение воображения, пересечение с его помощью нового и незнакомого, или создание сценок из объектов, позволяет намного быстрее и на более длительный срок запомнить материал.

Второй факт, который понадобится для развития памяти: яркие эмоции, связанные с какой-то информацией, позволяют запоминать эту информацию без труда и надолго.

Третье: повторения через малые промежутки времени лучше сказываются на запоминании материала, чем «ударные» занятия с длительными перерывами.

И последнее: повышение уровня глюкозы в крови непосредственно после заучивания информации приводит к тому, что человеку легче воспроизвести её в будущем.

1. Подвижный интеллект

Людям, желающим развить аналитические способности, поможет тренировка памяти. Упражнения, направленные на развитие рабочей памяти, улучшают логическое мышление, а также способности к концентрации внимания, которые являются чуть ли не основой любого успешного обучения и работы. Получается, когда мы развиваем память, мы развиваемся вообще. Как тренировать память этого типа:

  • Человеку предъявляются визуальные или звуковые образы один за другим.
  • Задача человека – указать, был ли образ, который он воспринимает сейчас, уже представлен до этого на n-шаге назад.

2. Метод мест

Улучшение памяти позволяет запоминать абсолютно все, но для этого придется сначала развить концентрацию. Метод мест, известный еще с 500 года до н.э., представляет собой расстановку объектов мысли на местах в некой комнате, которая хорошо вам известна.

Например, достаточно представить свой дом и выбрать в нем определенные десять мест. Выбирать места нужно так, чтобы вы могли передвигаться между ними последовательно и без помех. После этого возьмите 10 случайных предметов и расположите их в этих местах. Теперь осталось посетить эти места в воображении в том порядке, который вы соблюдали при расстановке предметов, и назвать предметы. Метод мест позволяет запоминать до 72% новой информации, при этом без его использования остается только 28%.

Плохая память затрудняет процесс обучения, препятствует проявлению всего потенциала индивида, поэтому память человека необходимо развивать с детства и на протяжении всей жизни. Автор: Екатерина Волкова