Просмотр поста "шум вокруг западного скоростного диаметра не утихает". От шума в ушах до онкологии: Канонерка умирает в пыли ЗСД Документы для записи

В районных администрациях Петербурга прошли слушания по поправкам в генплан, и у горожан есть ещё два дня, чтобы оставить свои замечания к проекту. Опыт показывает: если оставить без внимания "горячие дорожные точки" сейчас - процесс будет необратим. Такие "грабли" в Петербурге уже есть.

Канонерский остров: жизнь до и после ЗСД

Название этой точки на карте Петербурга стало нарицательным после того, как автомагистраль здесь проложили буквально "по головам". Теоретически участок Западного скоростного диаметра могли провести в обход острова, но железобетонная конструкция разрезала небо над островом, разделив и жизнь на нём на до и после ЗСД.

На слушаниях по участку, которые прошли в 2013 году, чиновники пообещали расселение домов в зоне особого риска и шумовую защиту для прочих. Жители высказывали недовольство условиями, которые им предлагал инвестор: суммы за трёшку едва хватало на однокомнатную квартиру. Письма по этому поводу летели в адрес губернатора.

Право на новое жильё получили жители наиболее приближенных к ЗСД домов, но на новые адреса уехали ещё далеко не все. Не избежали парадоксов: в одном из домов под расселение попала только часть квартир.

Во время строительства ЗСД Канонерский остров превратился в настоящее поле боя: люди стучали во все инстанции, требуя снизить уровень шума от стройки хотя бы по ночам. Но практически безуспешно.

Сейчас в топиках в соцсетях люди то ли в шутку, то ли всерьёз называют свой остров ленинградскими Канарами. В большинстве сообщений сквозит желание уехать отсюда. ЗСД построили, шум от машин, проезжающих по трассе, никуда не делся и не денется.

К слову, однокомнатную квартиру под ЗСД в начале года можно было купить "по акции" чуть дороже полутора миллионов рублей - почти даром для жилья с прекрасной транспортной доступностью к центру города.

Елагинский, 42: ещё пошумим

Ближе всех к магистралям в Петербурге, наверное, стоит дом № 42 на Елагинском проспекте. Многотысячный поток машин проезжает лишь в сорока трёх метрах от его окон.

На публичных слушаниях по проекту трассы жителям обещали совсем другие расстояния: около 70 метров. Это не вписывается ни в какие нормативы для эстакадной трассы, но протесты разбились об обещания сделать защитное остекление квартир, шумозащитные экраны, зоны зелёных насаждений.

Экраны и остекление были сделаны, но опоры стоят почему-то всего в 43 метрах от дома. Люди жалуются, что защита от шума обеспечивается лишь при плотно закрытых окнах.

Призрак трассы М7, "убивающей" Удельный парк

https://static..jpg" alt="

Фото: ©

Ни старые истории со строительством вблизи домов КАД, ни события новейших времён в связи с постройкой ЗСД не помогли избежать новых дорожно-строительных конфликтов.

Очередной проблемой стала перспектива появления Восточного скоростного диаметра под окнами домов сразу на нескольких улицах в Невском и Красногвардейском районах. Люди требуют если не отменить проект, то хотя бы перенести его в нежилые зоны.

Протест зреет нешуточный, ведь перед глазами жильцов яркий пример ЗСД.

В Петербурге, наверное, есть две точки, где самоорганизация граждан проявляется особенно явно: Шушары и Канонерский остров. Потому ли, что живут в более-менее замкнутом пространстве, имеют немало общих проблем и общих радостей! А быть может, и потому, что почти все друг друга знают, все и всё на виду. Вот и получается - настоящее общественное мнение, реальная возможность изменить (или не дать изменить) жизнь вокруг.

Самое замкнутое пространство - Канонерка. Километровый тоннель, ведущий на остров, кажется, переносит в иную жизнь - немного провинциальную, камерную, но чрезвычайно романтическую и динамичную. Романтику придает море. Динамику - порт, лесной терминал, судоремонтный завод... А теперь вот еще и ЗСД.

Честно говоря, глядя на этот циклопический виадук, испытываешь восторг и гордость. Стоишь, замерев, с задранной вверх головой и краем глаза ловишь взгляды прохожих из местных. В них - едва скрываемая гордость (мол, посмотри-посмотри, чем мы тут располагаем). Ну и - налет упрека (мол, ты тут любуешься нашей бедой).

Стоит погулять по острову часок, чтобы понять: ЗСД – реальная медицинская проблема для островитян. Шум в ушах медики считают симптомом повышенного давления, атеросклероза сосудов головного мозга и еще кучи заболеваний, о которых и упоминать-то не хочется. Жители Канонерки слышат шум в ушах 24 часа в сутки, 7 дней в неделю в течение уже 1 года и 8 месяцев. С тех пор как был открыт центральный участок ЗСД. К этому шуму трудно привыкнуть, он изводит своей монотонностью и неотвратимостью. Это болезненно.

Они борются за свои права на благоприятные условия жизни, собирают подписи, вызывают Роспотребнадзор, участвуют в судах. Требование одно - прекратить шум. Их проблемы понятны всем и у всех вызывают сочувствие. По их требованию были установлены шумозащитные экраны (похоже, безрезультатно) и... не открыт новый детский сад, построенный рядом с трассой ЗСД. Что еще можно сделать? Как еще защитить остров от изнуряющего гула большой дороги? Снести ее?

- Пусть не нас закрывают пластиковыми экранами, а полностью закроют звуконепроницаемой стеной сам участок над нами, сделают там наверху трубу и шумят в ней , - ответила на вопрос праздношатающегося журналиста юная мамочка с коляской, гуляющая во дворе.

Похоже, островитяне постоянно обсуждают свою главную беду и ищут выход. Так что идеи просто от зубов отскакивают. Одна из них - регулярная доплата «за вред населению». Идея экзотическая, но поговорить о ней любят многие: вот, мол, если суд признает, что ООО «Магистраль северной столицы» шумит более, чем разрешено санитарными нормами, то присудит компании приплачивать гражданам. Раньше ведь выдавали молоко «за вредность условий работы» . А жители Канонерки вполне достойны чего-нибудь хорошего «за вредность условий жизни».

Хотя... Может быть, городская власть уже и побеспокоилась о гражданах. В июле администрация Кировского района провела общественные слушания... о строительстве на Канонерском острове храма Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И, представьте себе, по документам выходит, что островитяне как бы и не против. Правда, вот интересная штука: противники перечислены пофамильно (длинный список тех, кто, мягко говоря, не считает строительство церкви насущно необходимым для острова делом), а сторонники скрываются за «группа деятелей искусства», АО «Сибирский горно-металлургический альянс», творческое объединение «Белые росы» и другие, которые «по благословению Его Высокопреосвящества...»

Вот и городская комиссия по землепользованию и застройке уже отметилась: поддержала общину храма Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая испросила себе 6,1 тысячи кв. м. островной земли к западу от дома 8 (А) под храм (535 кв. м), часовню Святого Федора Ушакова (81 кв. м), дом причта (338 кв. м) и парковку на 18 машин.

А к западу от дома 8 (А), между прочим, расположен благоустроенный сквер. Прямо на берегу залива. Здесь можно погулять, полюбоваться морем и даже... изгибом ЗСД. И шум сюда долетает не весь, а лишь половина. Так что, можно сказать - царит тишина. Мало того, облагородили этот пятачок только в прошлом году, вложив несколько миллионов рублей в цветники, дорожки и саженцы.

И вот - здесь будет храм! Это зерно (или последняя капля?) упало в хорошо подготовленную почву. Островитяне просто-напросто взвились. И встали стеной. И не пустили. Пока не пустили! Смольный взял тайм-аут, чтобы изучить ситуацию. И возможно, предложить РПЦ иной участок.


Комментарии

Самое читаемое

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Жители Канонерского острова жалуются на бессонницу. В нескольких сотнях метров от жилых домов проходит западный скоростной диаметр, из-за чего уровень шума превышает нормы. Это подтвердил и Роспотребнадзор.

Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Родион Ковалев отправился на место, чтобы узнать, какие дома попали в так называемую зону влияния и когда будут установлены шумозащитные экраны.

РОДИОН КОВАЛЕВ корреспондент:

«Сейчас мы находимся непосредственно под Западным скоростным диаметром. Машин здесь почти не слышно. Но стоит сделать всего пару шагов в сторону из-под дорожного полотна, которое служит своего рода шумопоглотителем, как уровень звука резко возрастает. Под такой аккомпанемент и вынуждены жить люди на Канонерском острове».

Когда в 2015-м над Канонерским островом возвели дорогу, многоквартирные дома, находившиеся в непосредственной близости, расселили. Правда, это не коснулось тех, чье жильё оказалось вне так называемой зоны влияния.

Жители этих квартир признаются: хоть по регламентам дорога и не должна их беспокоить, в действительности всё иначе.

ГЛЕБ ЧИПИГА, житель дома №13 на Канонерском острове:

«Если окно открыто, то иногда я и просыпаюсь от шума. Люди, которые более чутко спят, они просыпаются практически всегда, и многим пришлось поставить у себя в квартирах шумозащитные стеклопакеты. Но дело в том, что эти дома не оборудованы вентиляцией нормальной, и окна нужно обязательно открывать для проветривания, потому что очень душно».

Жители Канонерки обратились за помощью к губернатору. Роспотребнадзор провел проверку. Спецприборы показали: уровень шума действительно превышает норму.

В итоге открытие нового детского сада в 70 метрах от дороги пришлось отложить. А компанию, которая занимается эксплуатацией платной трассы, оштрафовали и обязали устранить шум. Но судебное решение оспорили.

Главный аргумент компании в свою защиту: ЗСД строили по готовому и утвержденному проекту. Он полностью реализован, никакого дополнительного оборудования не предусматривает.

Но не дожидаясь окончания судебных разбирательств генеральный подрядчик принял решение усилить шумозащиту.

АНДРЕЙ ЦАПУ, начальник управления по связям с общественностью эксплуатационной компании ЗСД:

«Если изначально в согласованном проекте были построены шумоотражающие экраны, вы видите двухметровые, сейчас принято решение, выполняется допустройство новыми шумопоглощающими конструкциями. Это пластиковые блоки со специальным заполнением, которое задерживает шумовую волну, не давая уходить за пределы дороги».

Установку щитов начали в конце прошлого года. Сейчас из запланированных 800 погонных метров рабочие смонтировали половину. В результате экраны образуют вдоль этого участка своеобразный глухой тоннель. Завершить работы планируют уже следующем месяце.

К слову, очередное заседание суда по делу о шумной трассе намечено на 12 февраля. Возможно, к этому моменту, проблема полностью себя исчерпает.

Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в

Центральный участок Западного скоростного диаметра открылся в Петербурге пару дней назад. Пока одни радуются тому, что дорога на работу сократилась вдвое, другие - жители Канонерского острова, где ЗСД построен буквально над жилыми домами - вмиг оказались оглушены потоком проезжающих автомобилей. Наш спецкор Камилла Джа поехала на остров, чтобы оценить ситуацию и поговорить с местными.

─ Граждане-товарищи, передаем за проезд, - кричит водитель маршрутки № 66 и звонко ссыпает мелочь в ловко приспособленные емкости от «Пискаревской» сметаны. ─ Проходим, можно ехать стоя. Да, до Канонерского острова идет. 40 рублей. Отправляемся: закрываю двери!

Водитель нашей маршрутки выкрикивает фразы, заглушая шансон своего радиоприемника, и с каждой секундой все происходящее начинает походить на середину прошлого века. Кировский завод, прямоугольное здание метрополитена с рядом массивных колонн, «граждане» и «товарищи».

Многие в маршрутке действительно едут стоя - иначе на Канонерский остров добраться затруднительно. Если у вас нет личного автомобиля, то приходится сперва доехать на метро - до станции Нарвская - затем потратить минут 10-15 (если без пробок) до пункта назначения.


Через два часа, проведенных на Канонерском, перестаешь обращать внимание на шум ЗСД. На улицах острова совсем пусто: редкие прохожие ─ молодые родители с детьми или пенсионеры ─ стараются как можно быстрее преодолеть путь до дома или ближайшего продуктового. Оно понятно: выходить на улицу хочется едва ли. Разговаривать с журналистами соглашаются единицы. Да и те настоятельно просят не называть в тексте своего настоящего имени. А предложение сделать фотографию отвергают без раздумий: «Мало ли что, зачем рисковать».

─ Нет, Паша, мы не пойдем на площадку. ─ совсем рядом молодая девушка тянет карапуза в сторону дороги. Розовощекий мальчишка вырывает кулачок из маминой руки и, спотыкаясь и скользя на неустойчивой земле, бежит к качелям.

─ Ну что ты с ним будешь делать, ─ качает головой девушка и обращается ко мне, ─ Ладно, пусть немного поиграет, правда? Ее зовут Ольга, они с Пашей живут в относительно новом доме Канонерского, а за пределы острова не выезжают уже больше 2-х лет. «В городе плохо себя чувствую», ─ смущенно объясняет Оля, ─ «А тут раздолье для ребенка: чистый воздух, песочный пляж летом». Оля увлеченно рассказывает, как им с Пашей здесь хорошо, а потом вдруг как бы вспоминает: «Но мне теперь неспокойно из-за трассы этой висячей. Сначала ее строили - боялась, не дай бог, что-то упадет нам на голову. Сейчас переживаю, что она вовсе отвалится. Не нравится мне эта дорога, хоть она и нужна городу. Волнуюсь за сына, а гарантий никто не дает».


«Натурально, вставная челюсть!»

Дорожки близ Финского залива дворники вроде бы и убирают, но легче идти все равно не становится. Вдоль узких тропинок, попеременно перешагивая снежные массивы и поскальзываясь на обледенелой земле, собачники выгуливают своих питомцев.

─ Джекки, где «мама»? Неси «маме» скорее! – высокая женщина в дутом пуховике и шапке с помпоном похлопывает себя по коленям. ─ Джекки, иди к «маме»! Где «мама»?

Тот, кого зовут Джекки, вытягивается на всех своих четырех лапах, держа в пасти палку и наклонив голову набок.

─ Вот глупый пес, «иди к маме»! Чего стоишь?

Когда мы наконец выбираемся из сугроба, перед глазами поперек неба снова нависает ЗСД.

─ Да вообще хорошее, конечно, дело сделали, ─ произносит, отряхиваясь от снега, названная мама Джекки Ирина. У нее низкий грудной голос и она относится к женщинам без возраста. – Только вот сделали они это дело фигово. В городе как только какой-то элемент архитектуры выпадает из общей картины – все, пиши-пропало. А это что? Натурально, вставная челюсть! Нет, я что, не права?

Ирина широко жестикулирует и много говорит. Попутно отнимает у Джекки деревяшку и бросает ее снова по обе стороны от дороги. На прощание протягивает мне руку и вздыхает:

─ А вообще, поправить уже ничего нельзя: все построили, движение запустили. Пусть только заглушки от шума хоть какие-нибудь придумают. Все лучше, чем вот так.


«Небо одно на всех»

─ На самом деле, все неплохо, ─ уверяет продавщица в соседнем магазине, ─ По-настоящему шумно было, пока строили. А сейчас уже ничего, полегче. Или мы просто обвыкли. Самые плохонькие дома – 15-й, 16-й, 17-й. И еще 12-й, правда, только один корпус. Они прямо под магистралью находятся. Но все обещают полностью расселить к 2020-му году.

─ Обещают к двадцатому, а расселят к тридцатому, ─ подключается к разговору пожилая дама. Видимо, ей хочется поддержать беседу или же это просто способ оттянуть момент, когда придется выйти из теплого магазина на шумную улицу. В любом случае, она становится рядом, облокачивается на свою палочку и улыбается:

─ Еще неизвестно, застанем мы с вами это или нет.

─ Расселят, я верю, обещали же, ─ мягко, но уверенно возражает продавщица.

Ее жизненный оптимизм вдохновляет, хотя, возможно, она просто по-настоящему умеет верить.

─ Говорили, мол, если жилье не приватизировано, то дадут квартиру в новостройке. А если приватизировано, то будут оценивать и уже по факту расселять. У меня вот квартира не приватизирована, но я живу далеко от ЗСД, под расселение не попадаю. Да у меня и не слышно шума, если честно.

─ А у меня слышно, ─ отзывается пожилая дама, удобнее устраиваясь в проходе, ─ Когда окно открываю, все в квартире гудит.

─ Серьезно? Вы же в седьмом доме живете, это далеко, ─ недоумевает продавщица.

─ Да какая разница, в седьмом или в восьмом. Небо - оно одно на всех.


«К этом рано или поздно привыкнут»

Через четверть часа приходится покинуть теплый магазин и выйти на улицу. За это время и без того ледяной ветер стал только сильнее, и в голове начинает крутиться навязчивая мысль, что было бы здорово возвести на острове со стороны канала высокое ограждение, наподобие крепостной стены в Авиньоне. Как бы она замечательно защищала от вихрей…

─ Дочка, почему без шапки? ─ кричит дедушка в ушанке и с длинной белой бородой. ─ Не замерзла?

Бородач представляется Евгением Леонидовичем, журит за отсутствие перчаток и, указав на фотоаппарат, интересуется, чем я занимаюсь.

─ Я тебе сейчас расскажу, ─ кивает он. Мне 75 лет и почти полвека я живу в этом доме, ─ Евгений Леонидович машет рукой в сторону желтой сталинки, ─ Я и моя супруга работали здесь, на судоремонтном заводе, и нам тут нравится. Сейчас уже мы смирились, вернее, пришлось смириться. Потому что сопротивляйся – не сопротивляйся, а ничего не изменится. Когда строили эту дорогу и круглые сутки громыхали на всю округу – вот тогда, наверное, еще был смысл бороться. Да мы и боролись: писали во все инстанции, просили не шуметь. А толку? Мы письмо отправляем в администрацию, например. Одну ночь будет тихо, мы поспим спокойно. А на следующую все по новой.

Евгений Леонидович улыбается холодному солнцу и жмурится, вокруг его глаз начинают играть лучики-морщинки. Он переводит взгляд на подвешенную в воздухе автомагистраль и гладит бороду.

Хочешь узнать, как нам живется с этой новой трассой вместо неба? Это для вас она новая: открыли магистраль, СМИ сразу вспомнили. А для нас она старая - мы там уже несколько лет живем. Зачем вы, журналисты, сейчас интересуетесь? Дорогу уже построили, нашего мнения никто не спрашивал. Ничего не изменится. Через несколько лет, наверное, правда, расселят все дома, не попавшие под санитарные нормы или придумают что-то еще, другой выход. Но с этого момента все будет так. И к этому ЗСД рано или поздно, но привыкнут.

ПЫТКА ШУМОМ

Утром 1 июля жильцы дома 14 на Канонерском острове увидели под своими окнами манифест: «Спасите наши уши. Мы умираем из-за ЗСД». Автор надписи не известен, но, скорее всего, это кто-то из местных, у кого просто сдали нервы. Дело в том, что вот уже полтора года людей «пытают» не прекращающимся ни на секунду гулом двухуровневой скоростной трассы. Она проходит практически у них над головами - на высоте 50 метров от земли.

- Роспотребнадзор проводил замеры шума в квартирах дома 14 (от него до опор ЗСД - около 60 метров. - прим. авт.), выявил превышение допустимых норм. ООО «Магистраль Северной столицы» - управляющей компании ЗСД - было предписано устранить нарушения. Но оно всячески от этого уклоняется и обжалует предписание в судах, - объясняет житель соседнего, 13-го дома, местный активист Глеб Чипига.

После того как обитатели Канонерки начали массово жаловаться во все инстанции на невыносимый шум, на ЗСД установили дополнительные шумоподавляющие экраны.

Но, по моим ощущениям, ничего особо не изменилось, - вздыхает Глеб.

По ощущениям журналистов «КП », побывавших во дворах на острове, неумолкающий гул похож на психологическое оружие, которым изводят оставшихся на Канонерке аборигенов.

Несколько домов, стоящих в непосредственной близости от опор трассы, расселили еще на стадии строительства ЗСД. Потом в них жили гастарбайтеры и люди без определенного места жительства. Со строительной площадки скоростного диаметра грузовики все еще вывозят песок. По пути его сдувает прямо на школу и детский сад. Турецкого генподрядчика ГАТИ за это оштрафовало на 150 тысяч. Вот только жителям Канонерки от этого легче не стало.

ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО И ЖУТКО ГРОМКО

Без нашего ведома, согласия, вне всякой логики ЗСД почему-то решили провести мимо наших домов, - возмущается Александра Казначеева .

Она живет в доме 14 с самого рождения, с 1977 года. В то время Канонерка еще была полностью отрезана от города.

Здесь было тихо и хорошо. Мы перебирались на Большую землю с помощью парома или речного трамвайчика. Они ходили по расписанию, как электрички. На том берегу высаживались в морском торговом порту . У всех были пропуска. Приход гостей нужно было заранее согласовывать. Только в 1984-м открыли тоннель. Конечно, стало удобнее ездить в город, но и к нам с тех пор стало приезжать много посторонних.

С Александрой мы встретились на детской площадке. Она вышла гулять с маленьким сыном Ваней. Он почти ровесник ЗСД.

Он никогда не жил в тишине. Родился в ноябре 2016 года, застал последние дни стройки, а потом открыли проезд по диаметру, - вспоминает Александра. - Я помню тот день. Я услышала гул, даже не поняла сразу, что это. Спросила у мужа, неужели это ураган. А оказалось, что пустили транспорт. И с тех пор этот шум не прекращается ни днем ни ночью.

Всем жильцам близлежащих домов установили стеклопакеты. Но они не очень спасают.

Почему для всего города ЗСД - это благо, а мы - кучка людей, которые жили тут в тишине и покое, - должны за всех страдать? - недоумевает Александра. - Мы ведь такие же горожане, законопослушные граждане, а до нас никому нет дела, как будто мы люди третьего сорта.

Р. S. Пресс-секретарь ООО «Магистраль Северной столицы» Андрей Цапу не смог оперативно объяснить ситуацию, сославшись на то, что «надписи на асфальте в их компании не комментируют». Ранее в МСС заявляли, что трасса построена в полном соответствии с утвержденным проектом.