Современные драм машины. Драм-машина задает ритм

Сразу после статьи о старых семплерах – мы перевели материал о новейших драм-машинках, которые могут перевернуть ваш подход к созданию музыки.

Если в старые времена акцент при создании битов был на семплерах, то в мире нового хип-хопа и электронной музыки нет ничего важней драм-машины. Но до недавнего времени главные производители оборудования игнорировали этот сегмент рынка, отдавая предпочтения семплерам или устройствам с предустановленными звуками. В результате те, кто не имел доступ к рынку винтажных инструментов, были вынуждены долго рыскать по eBay в поисках подходящего аппарата, либо возвращаться обратно на программное обеспечение или к семплерам. Однако за последние несколько лет ситуация успела измениться в корне. Всё больше производителей стали обращать внимание на имеющийся спрос и представили совершенно новые устройства, которые используют музыканты абсолютного всех жанров.

Чтобы лучше разобраться в появившемся многообразии продуктов, авторитетный портал Resident Advisor подготовил список лучших современных драм-машин, которым мы с вами делимся.

Сперва компактный Volca Beats легко спутать с простой игрушкой. Но стоит ему попасть в правильные руки – например, к музыкантам вроде D"Marc Cantu - и окажется, что с помощью этого маленького устройства можно создавать целые треки. Так, например, трек Cantu «Rival» был записан с помощью Volca Beats за один подход, в первый же день, как артист заполучил в свои руки эту драм-машину.

Благодаря комбинации из аналоговых звуков и PCM-семплов, аппарат из серии Volca, отвечающий за биты, отличается объёмным звуком, а сами ударные заслуживают всяческой похвалы. Сводить трек воедино на Volca Beats действительно очень просто, но стоит заглянуть глубже, и вы обнаружите, что внутри у машины есть неожиданные фишки для искажения звуков. Назначение некоторых функций, вроде Step Jump, Active Step или Motion Record, можно понять уже из названия. Для полного же понимания функционала достаточно будет один раз прочитать руководство. Volca Beats, к тому же, единственный инструмент в списке, который может работать на батарейках. Добавьте сюда встроенный динамик, и вы сможете делать музыку в походной палатке на выходных.

Для многих TR-8 окажется одной из самых очевидных позиций в данном списке. С помощью линейки AIRA фирме Roland удалось оседлать свою волну успеха. Их звуковой баланс и доступность сделали устройства из этой серии невероятно популярными за последний год. TR-8 прекрасно подойдет продюсерам, которые хотят заменить свои классические 808-е и 909-е на что-то другое. MIDI-контроллер и возможность использовать его как аудио-интерфейс USB – вот что привлекло в драм-машине большинство людей. TR-8 производит отличное впечатление в сравнении с нестареющей аналоговой классикой. Это одновременно и хороший знак, и проклятье – несмотря на то, что звуковой потенциал практически полностью соответствует прототипам, устройству сложно соответствовать стандартам, заданным винтажными аналоговыми инструментами. Для разнообразия Roland добавили пару встроенных эффектов (реверб и дилэй). Так что, если вы хотите добавить в свою студию немного нестареющих звуков или живости, но при этом не готовы тратить тысячи долларов на оригиналы, то TR-8, вне всяких сомнений, – это ваш выбор.

Когда разработчики из Nord выпустили оригинальный Nord Drum, - их первый синтезатор, ориентированный на ударные и перкуссию - они поразили многих, представив устройство, разработанное как звуковой модуль для настоящих барабанщиков. Drum 2, обладая полноценным MIDI-управлением и стерео-выходами, занимает свою нишу как для барабанщиков, так и для продюсеров. Каждый из шести голосовых модулей может быть активирован через собственный MIDI-канал или драм-пады. Но что действительно отличает Drum 2 от всех прочих моделей в этом списке (помимо его компактности, конечно же) так это уникальная структура синтеза звука, которая сочетает в себе субтрактивный и FM-синтезы. Добавьте сюда набор сочных эффектов, и вы поймете, что можете выжимать по-настоящему удивительные звуки из этого малыша.

Если вы вдруг знакомы с продукцией немецкой фирмы Vermona, то знаете чего ожидать от третьей версии их драм-машины DRM-1. Конечно же, настоящего аналогового звука. Без сомнения, это самая олдскульная модель в списке. Создатели очень осторожно описывают устройство как драм-синтезатор, а не драм-машину, потому что сама по себе она не является секвенсором – голоса можно выводить либо через MIDI, либо через CV/Gate. Это логичный выбор, ведь сейчас нет никакого недостатка секвенсоров на рынке: как софтовых, так и железных. К тому же, такое упущение позволяет держать относительно низкую цену. Единственный недостаток у такого минимализма в том, что вы не сможете контролировать звуковые параметры - разве что вручную отстраивать бесконечные регуляторы на передней панели. Однако выстраивать с их помощью голоса - это настоящее удовольствие, а извлекаемые вами звуки получаются действительно внушающими. Если вы ищете восьмиканальную аналоговую мощь по доступной цене, то это правильный выбор.

«Драм-компьютер» от Elektron будто смотрит в сторону простоты Vermona и делает все наоборот. Analog Rytm – это новейший набор аналоговых предложений от прославленной шведской компании. С оглядкой на свою историю они наделили Rytm невероятно сложным секвенсором и безумно гибкой в плане настройке системе синтеза звука. Это было сделано намеренно – вместо того чтобы копировать голосовую структуру Analog Four (нового синтезатора компании), они разработали абсолютные новые схемы, заточенные под перкуссию и ударные. Как и в случае с Tempest от Dave Smith (читайте о ней ниже), можно дополнить аналоговые голоса предустановленными семплами. Но, в отличие от Tempest, существует функция добавить в Rytm и свои собственные семплы. Процесс достаточно трудоемкий, поэтому разработчики уже выпустили Strom, приложение для iOS, позволяющее загружать семплы прямо с вашего iPad. Analog Rytm также может похвастаться полным спектром аналоговых звуков (включая дисторшн), но при этом добавляет некоторые цифровые штришки там, где это необходимо. Например, при проигрывании семплов. В результате чего перед нами грамотно сконструированная драм-машина с широким спектром возможностей.

Если вы хотите добавить странности своему звучанию, то, вполне возможно, Tempest - ваш выбор. Эта рабочая лошадка, наверное, самая противоречивая машина в списке. В зависимости от того, к кому обратиться с вопросом, она окажется либо самой лучшей драм-машиной на свете, либо дорогим синтезатором, в который насильно втиснули возможность извлекать ударные. При наличии шести мощнейших аналоговых голосов, которые могут быть смешаны с имеющимися семплами, перед вами открывается большой простор для творчества. Для каждого из голосов есть свой выход, что позволяет добавлять свои собственные финальные штрихи. А секвенсор для Tempest разработал сам Роджер Линн (о детищах этого пионера драм-машин мы писали на прошлой неделе ), и сделал это таким образом, что им будет комфортно пользоваться любому, кто знаком из серией MPC. В устройстве уже знакомое многим количество из 16 пэдов. Это одна из самых технологичных и многофункциональных машин на рынке, но и стоит она соответственно.

drum-machine ), ритм-машина или ритм-компьютер - электронный музыкальный инструмент для создания и редактирования повторяющихся музыкальных ударных фрагментов («драм-лупов», англ. drum-loops ). Является звуковым модулем с тембрами ударных инструментов и готовыми запрограммированными (во внутренней памяти) одно- или двухтактными ритмическими рисунками (паттернами , шаблонами) в различных музыкальных стилях (джаза , рок - и поп-музыки). Иногда снабжён ударными площадками-звукоснимателями (т. н. «пэд», от англ. pad - подушка, накладка), чтобы можно было играть на нём, как на обычном инструменте. В такой модуль может быть включён и секвенсор , с помощью которого можно сделать цифровую запись аранжировки , то есть запрограммировать инструментальную пьесу. Классическими драм-машинами считаются Roland TR-808 и TR-909 . Большинство драм-машин представляют собой секвенсор с образцом воспроизведения (ромплер) или синтезатор компонент, который специализируется на воспроизведении барабанных тембров. Хотя возможности меняются от модели к модели, многие драм-машины могут также генерировать уникальные звуки, позволяя пользователю создавать уникальные барабанные партии.

История [ | ]

Официально первой драм-машиной принято считать Rhythmicon - аппарат, появившийся в 1930 году благодаря сотрудничеству авангардного американского композитора и теоретика Генри Коуэлла и советского изобретателя Льва Сергеевича Термена, создавшего терменвокс .

Первой драм-машиной с цифровыми семплами стала Linn LM-1, созданная Роджером Линном. Выпущенная в 1979 году, она стоила 4999 долларов и была недоступна для подавляющего большинства музыкантов и студий. Всего было выпущено 500 штук.

В 1980 году компанией Roland, которая занималась выпуском драм-машин с 1967 года (под названием Ace Tone), была выпущена драм-машина Roland TR-808 . Машина обрела популярность - стоимость её составляла 1000 долларов (против 5000 долларов за LM-1), она легко интуитивно программировалась, имела аналоговый синтез и узнаваемый звук. Особенную популярность снискал низкочастотный длинный Bass Drum.

В 1984 году Roland выпустил TR-909 . В 1986 году Роджер Линн разработал совместно с Akai драм-машину с возможностью записи своих семплов Akai MPC60, которая положила начало популярной линейке семплеров MPC.

Влияние [ | ]

Драм-машины серьёзно повлияли на огромное количество стилей популярной музыки. Сегодня их «роботизированный» ритм является неотъемлемой частью всех электронных танцевальных стилей, а также стилей хип-хоп, рэп и связанных с ними.

Электронные ударные ритмы, несмотря на предвзятое отношение некоторых фанов и музыкантов, широко используются и в рок-музыке. Драм-машины благодаря группе The Sisters of Mercy стали важной частью фирменного звучания готического рока , из-за чего многие команды, играющие с живыми барабанщиками, приближают ритмические рисунки к машинным.

Виртуальные драм-машины [ | ]

C развитием цифровой техники наряду с аппаратными драм-машинами появились и программные. Виртуальная драм-машина может входить cоставной частью в студийный программный пакет. Например, виртуальная драм-машина Redrum, представляющая собой семплер , воспроизводящий записанные в студийных условиях звуки реальных барабанных установок и электронных барабанов, является составной частью виртуальной студии Reason , выпускаемой шведской компанией Propellerhead . Существуют специализированные программы-синтезаторы, синтезирующие звучание барабанов или тарелок на основе семплов с последующим использованием математического моделирования. В таких программах можно задавать множество параметров, как-то: размеры барабанов или тарелок, параметры виртуального студийного помещения, типы используемых виртуальных микрофонов, их размещение в виртуальном пространстве и т. д. К программам такого рода можно отнести

Совсем недавно само существование драм-машины было поставлено под сомнение. Говорили, зачем нужна отдельная драм-машина, когда любой классический битбокс эмулируется программно и управляется MIDI-контроллерами?

Но есть большое количество различных по спецификациям и по цене моделей, и каждая дает возможность создавать ритмы без какого-либо дополнительного оборудования.

Korg Volca Beats

Преемник классического TR-808 с аналоговым и PCM звуковым движком, но с цифровым управлением, а ноты можно записывать во встроенный секвенсер. В инструменте есть 6 аналоговых и 4 PCM звука. Басовый барабан может быть с щелчком или низким, хорошо обрезанные хэты, малый барабан (снэйр) может иметь деревянный тон, который можно усилить используя лееринг с PCM клэпом или увеличивая величину параметра "snap".

Как и во всём семействе Volca, возможность подключения ограничена. Есть только один выход на стерео-мини-джек (хотя, имеется и встроенный динамик), порт MIDI-IN и порт для синхронизации Sync In/Out. В итоге, Volca Beats не более, чем инструмент для развлечения. Если вам нужны качественные аналоговые звуки ударных в бюджетном варианте, то это как раз для вас.

Roland AIRA TR-8

Цифровая драм-машина, которая использует моделирующий движок ACB от Roland, который восстанавливает поведение аналоговой цепи. В данный момент имеются только звуки TR-808 и TR-909 (без сэмплов), но есть вероятность, что Roland добавят больше классических ударных звуков в будущем.

Есть режим пошаговой записи и записи в реальном времени, а также вы можете создавать сборки из звуков 808 и 909. Есть 16 перезаписываемых пользователем паттернов, которые имеют две части (А и В) по 16 шагов каждый. Обе части могут соединяться вместе давая в итоге паттерн в 32 шага.

Технология ACB отлично воспроизводит звучание оригинальных TR-808/909. Это самая аутентичная эмуляция, которая только есть в цифровом мире. Звуки не статичны и меняются с каждым шагом.

Инструмент AIRA TR-8 отлично подходит для живых выступлений, интегрируясь с DAW. Аудио-выход осуществляется через порт USB. Есть мнение, что здесь скрыт огромный потенциал в создании классических инструментов.

dave Smith Instruments и Roger Linn Tempest

Созданный двумя знаменитыми дизайнерами электронных инструментов и задуманный для живых выступлений, Tempest является цифрово-аналоговым синтезатором, основанным на доработанном звуке чипов Evolver/Tetra/Prophet 08.

Представьте сведённые вместе секвенсер MPC3000 или 60 с DSI Mopho/Evolver с эффектами реального времени и всё поймёте. Записывать ритмы просто: нажмите запись во время воспроизведения секвенсера, и ритм запишется. Вы можете накладывать друг на друга звуки или стирать их (как это делается в MPC). Также вы можете прописать каждый звук самостоятельно в каждый шаг в режиме событий.

Это серьёзная машина. Она может показаться дорогой, но ни одна другая драм-машина на рынке не является настолько мощной в плане практического синтеза.

Elektron Machinedrum SPS-1 UW mk2

Последняя версия драм-машины от шведского производителя, имеющего репутацию серьёзнорго производителя драм-машин.

Есть 4 основных типов перкуссионных синтезаторов: TRX производит звуки в стиле Roland, EFM основан на ЧМ-синтезе, E12 основан на сэмплах из 12-битного сэмплера E-MU SP-12/1200 и синтезатор PI, который работает со звуками физического моделирования. Ещё есть синтезатор GND, который производит шумы, и машина INP для добавления эффектов на вход устройства, а также машины для управления/программирования внешних MIDI-устройств и внутренних параметров.

Перкуссионные синтезаторы звучат резко и реалистично. Опции формирования звука обширны. Вы можете программировать звук в режиме реального времени или пошагово.

В результате можно сказать, что Machinedrum SPS-1 UW mk2 имеет оригинальное звучание. Этот инструмент вы быстро полюбите.

Alesis SR18

Наследник популярного SR16, драм-машины из 90-х, этот инструмент полностью цифровой. Он поставляется с широким диапазоном акустических и электронных ударных и, в отличие от предшественника, имеет перкуссионные и басовые тона.

Звуки преимущественно имеют хорошее качество и не несут неприятных цифровых артефактов. Обработка звука помимо высоты тона, включает фильтрацию, управление огибающей для каждого удара и 22 пресета реверберации (с глобальным уровнем посыла), а также 14 пресетов эквалайзера/компрессора. Аудио-выходы и разъёмы MIDI I/O размещены рядом со входами для подключения педали.

Инструмент SR18 прост и эффективен. Он выглядит и чувствуется, словно сделан в 90-е, но его корпус прочен и портативен, чем фанаты SR16 будут определённо наслаждаться.

Что так ценится в современной музыке, чем объединяет она всех, кто попадает под ее влияние? Конечно, это ритм. Без качественной партии ударных со сложным ритмическим рисунком и многообразием синкопированных фрагментов и сбивок уже невозможно представить себе популярную композицию. Но запись «живых» ударных - очень дорогое и очень затратное по времени занятие. Одно дело, если группа записывает альбом, который позже планируется отыграть на реальной площадке. Работа над таким альбомом может длиться месяцами. Другое дело, когда сводяться одна или две композиции. На каждую из которых потребуется минимум 8 часов работы в студии. Да еще и помещение подходящее подобрать надо. Самая очевидная альтернатива - это современная и функциональная драм машина.

Драм-машина - что это?

Что такое драм-машина? Устройство, название которого и на английском, и на русском звучит одинаково, - это обычный модуль электронного типа, имитирующий работу ударной установки. Не стоит путать драм-машину с электронными барабанами - две разные вещи. В первом случае для звукоизвлечения нажимаются широкие кнопки или пэды. Во втором - используются классические барабанные палочки.

За качество имитации отвечает встроенная в драм машину отличная звуковая карта и продуктивный процессор с мощной «оперативкой». Внутри и снаружи устройства, помимо этого:

  • тон-генераторы с полным набором звуков всех известных барабанов и перкуссии;
  • уже упомянутые пэды, позволяющие набить любую партию в ручном режиме;
  • встроенный секвенсор, позволяющий отредактировать записанное;
  • достаточный объем памяти для сохранения множества ритмических рисунков или, как их еще называют, паттернов.

Немого истории

На самом деле драм-машину придумали давно. Настолько, что даже лампочки накаливания в то время были известны далеко не всем. Произошло это аж в 1930 году. Примитивной и малофункциональной была первая драм-машина, но это не помешало активно использовать ее на танцевальных мероприятиях того времени. Под драм-машину танцевали вальс, танго и даже свинг. Но истинная популярность устройства пришлась на 1980-е годы. Это был настоящий взрыв электронной музыки.

Что есть? Из чего выбрать?

Для чего нужна драм-машина? На данный момент производители предлагают несколько интересных решений для разнообразия музыкальных и ритмических вариантов:

  • Компьютерные MIDI-секвенсоры, выдающие фоном записанный фрагмент без остановки и накладывая на него новые звуковые дорожки. Увы, почти все секвенсоры такого плана грешат едва заметными сбоями в воспроизведении, что снижает качество записи в частности и сведения в целом.
  • Драм-машины, как отдельные устройства. Использующиеся для записи и воспроизведения ритмических рисунков.

Воспроизведение можно условно разделить на:

  • аналоговое (дорогое и ограниченное в выборе звуковых средств);
  • виртуально-аналоговое (разнообразное, но недостаточно насыщенное);
  • основанное на семплах;
  • основанное на частотной модуляции (выдающее интересный, но непредсказуемый результат).

Да, очевидно, что устройство еще долго не сможет соперничать с живым виртуозом. Но техника все время совершенствуется, а пока драм машины широко используют для отработки живых треков для выступлений и нарабатывания сложных ритмических рисунков. Кроме того, драм машины комбинируют с живым звуком, получая насыщенное и яркое звучание.

Льва Термена, намного опередившее свое время.

История

Первая модель ритмикона была собрана в начале 1930-х по запросу Генри Коуэлла, американского композитора, теоретика и одного из ранних энтузиастов электронной музыки. Дальновидно заботясь о «музыкантах будущего, которым может понадобиться такой инструмент», Коуэлл предложил Термену идею фотоэлектрического (основанного на методе преломления света) устройства, генерирующего ритмический рисунок из тональных звуков - нот. Советский гений инженерной мысли с задачей справился вполне успешно, явив на суд американца хитрое устройство с фрагментом фортепианной клавиатуры и двумя особым образом перфорированными (для взаимодействия с источником света) вращающимися дисками, первый из которых контролировал высоту тона, а второй - ритм. Широкой публике ритмикон был впервые представлен в 1932 году в произведениях Коуэлла «Ритмикана» и «Музыка для скрипки и ритмикона».

Демонстрация работы третьей модели ритмикона, сконструированной Львом Терменом в начале 1960-х для МГК им. Чайковского

Чем знаменита

Вполне логично, что изначально некоммерческий продукт не получил широкого распространения, и вскоре домом для ритмикона стали научные лаборатории (одна из оригинальных моделей Термена находится, например, в Стэнфордском университете). Инструмент всплыл на поверхность в 1950-х, когда Джо Мик, эксцентричный музыкальный продюсер из Лондона, приобрел у безымянного старьевщика одно из оригинальных устройств и нашел человека, который привел аппарат в рабочую форму. Звук этого экземпляра можно услышать во многих популярных фильмах того времени («Подземная битва», «Дожди Ранчипура», «Доктор Стрейнджлав»), а также на альбомах, например, Артура Брауна , Pink Floyd и Tangerine Dream . Сегодня наследие ритмикона используется разве что самыми оголтелыми энтузиастами от экспериментальной музыки, например бельгийско-итальянским дуэтом Lumisokea .

Wurlitzer Sideman

Что

Первая в мире коммерчески доступная драм-машина, детище Рудольфа Вурлитцера, изобретателя первой модели легендарного музыкального автомата - джукбокса.

История

В 1959 году Рудольф Вурлитцер представил музыкальному рынку свою «электромеханическую ритм-машину» - по сути буквально напичканный дорогими транзисторами симпатичный деревянный ящик с набором из десяти перкуссионных звуков и двенадцати ритмических рисунков (вальс, танго, румба и т.п.). Устройство было представлено в качестве оригинального дополнения и расширения для органа Вурлитцера , а также чего-то вроде автоматического сессионного музыканта, своего рода помощника на репетициях, а может, и концертах. Оригинальный аппарат тогда не произвел фурор, впрочем, с моделью Sideman связана достаточно забавная история. Когда продукт впервые появился на рынке, были предприняты попытки серьезного давления на компанию Вурлитцера со стороны Американской федерации музыкантов, представители которой всерьез опасались того, что повсеместное внедрение драм-машины оставит без рабочих мест профессиональных барабанщиков, чего, естественно, не произошло.

Пример «мидированного» устройства. Драм-машина управляется электронной барабанной установкой посредством протокола MIDI

Чем знаменита

Звуки машины Вурлитцера можно услышать на пластинках видных экспериментаторов конца 60-х - начала 70-х вроде Pink Floyd, Yellow Magic Orchestra и Can (похоже, именно эта драм-машина звучит в их известной композиции «Peking O»). Современные музыканты также не отстают - некоторые экземпляры Sideman до сих пор можно найти в продаже, причем многие из них уже подверглись современным модификациям. Так, участники групп, например, Broken Social Scene и LCD Soundsystem используют так называемые мидированные версии драм-машины - это когда устройство управляется по внешнему MIDI-протоколу.

Linn LM-1

Что

Пожалуй, самая популярная драм-машина конца 1970-х - начала 1980-х, а также первое устройство своего рода, использовавшее набор цифровых звуков - семплов.

История

Драм-машины, в 1960-х еще считавшиеся механизмами странноватыми и скорее эффектными, чем эффективными, окончательно укрепили свои позиции где-то к середине 1970-х. Звуки, издаваемые ранними «ритмическими коробками» - Rhythm Ace FR-1 , аппаратами Seeburg Gulbransen , EKO ComputeRhythm , PAiA Programmable Drum Set и прочими, - постепенно перестали казаться публике причудливыми и, как писали поначалу в едкой британской прессе, «инопланетными». К началу 1980-х чуть ли не каждый музыкант (если он, конечно, позиционировал себя деятелем «прогрессивным») уже всерьез считал присутствие в своем творчестве драм-машины чуть ли не первостатейной обязанностью. Поэтому, собственно, рынок к появлению LM-1 был готов, и даже очень высокая розничная цена ($5000 за экземпляр) реализации продукта не помешала.

Классическая модель LM-1

Надо сказать, что решение Роджера Линна, скромного инженера из Калифорнии, вышло как минимум занятным: программируемая (наподобие EKO Compute Rhythm, но гораздо более гибко) драм-машина, которая «может больше, чем просто играть предустановленные ритмы самбы», при этом располагающая набором высококачественных семплов ударных, чтобы все это действо «не звучало, как стрекот сверчков». Устройство, получившее модельный номер LM-1, хранило звуки в цифровом виде, что стало абсолютным новшеством и, по сути, предопределило появление целого нового класса устройств - грувбоксов и семплеров (так, Роджер Линн участвовал в разработке культовой серии Akai MPC). Успех драм-машин Линна закрепила модель LinnDrum, после чего американский инженер решил переключиться на создание процессоров эффектов (работая, в частности, с Томом Оберхаймом - см. ниже), чтобы затем снова вернуть все на круги своя. Последний продукт, разработанный в сотрудничестве с Дейвом Смитом, еще одним американским музыкально-инженерным гением, представляет собой сложнейший гибрид синтезатора и драм-машины и, к сожалению, обладает все тем же главным недостатком всех устройств Linn Instruments - крайне высокой ценой.

Последняя на сегодняшний день эволюционная ступень в серии драм-машин Роджера Линна должна была называться LinnDrum II, но затем получила название Tempest

Roland TR-808/909

Что

Святой Грааль для любого музыкального продюсера.

История

Японская компания Roland начала свое наступление на рынок драм-машин еще в конце 1970-х, когда звуки их классической модели CR-78 (к слову, одной из первых программируемых ритм-машин с аналоговым синтезом) зазвучали с пластинок, например, Genesis , Roxy Music и Дебби Харри . Окончательная же победа пришла несколькими годами позже. Первой пташкой стала модель TR-808, выпущенная японской компанией в 1980 году и изрядно пошатнувшая рынок своей прежде всего ценой ($1195 против $5000 за Linn LM-1). Впрочем, надо заметить, изначально продукт имел и немало ненавистников - во многом из-за своего демонстративно синтетического звука. Появившаяся четырьмя годами позже модель TR-909 включала в себя ряд изменений (например, звук бас-барабана был далеко не таким глубоким, но зато более отчетливым, что крайне приглянулось ряду ранних техно-музыкантов) и была успешно интегрирована в заботливо подготовленную рыночную нишу; к тому времени хит Марвина Гея «Sexual Healing» уже получил «Грэмми», сингл «Planet Rock» Африки Бамбаатаа окончательно обозначил рождение нового жанра - электро, а сама компания Roland продала более 12 000 экземпляров «восемьсот восьмых». Примерно такое же количество реализованных устройств пришлось на 909-ю модель - и уже гораздо меньше на другие аппараты серии ( , 606, и прочие).

Один из главных популяризаторов «девятьсот девятой» - живая техно-легенда Джефф Миллз, буквально не расстающийся со своим любимым аппаратом

Надо отметить, что в этом году японская компания, что называется, перевыдумала ряд своих культовых устройств, выпустив на рынок новую серию AIRA - среди прочих инструментов там замечена и новая драм-машина под модельным номером TR-8. Пока отзывы неоднозначны - ряд музыкантов испытывает абсолютный восторг, другие же очень недовольны тем, что Roland отказались от аналогового синтеза в пользу цифрового: мол, звук выходит «плоским». Логично, что огромная популярность серии TR спровоцировала и появление многочисленных клонов - так, интересные, а по звуку и вовсе практически идентичные классическим модели сегодня производит немецкая компания Jomox .

Мастер-класс по пользованию TR-808 от еще одной живой легенды электронной музыки

Чем знаменита

Сегодня можно уже с абсолютной уверенностью говорить о том, что «восемьсот восьмая» и «девятьсот девятая» практически полностью определили звучание большей части современных танцевальных жанров. Количество известных музыкантов, пользовавшихся этими драм-машинами, не поддается абсолютно никакому подсчету - наверное, справедливо будет заявить, что это практически все ключевые деятели техно и электро, хип-хопа и брейкбита, хауса, эйсид-хауса и гетто-хауса и так далее. В принципе, о популярности TR-808 и TR-909 можно судить хотя бы по количеству трибьютов: здесь вам и британские электронщики 808 State, и Daft Punk с их «Revolution 909» , и Канье Уэст с альбомом «808 & Heartbreak», и Beastie Boys с их фразой: «Nothing sounds quite like an 808» , и многие, многие другие музыканты.

Пару лет назад британский продюсер Addison Groove вдохнул новую жизнь в местную бас-сцену именно с помощью TR-808

Интересно и то, как TR-808 и TR-909 повлияли на формирование целых жанров. Как здесь не упомянуть весь южный хип-хоп (например, 99% ранних треков того же Лил Уэйна) и его осовремененную версию - трэп, где глубокое ухание бас-барабана, стрекотание хай-хэтов и сбивки синтетического снейра являются фирменными элементами жанра. Не обошелся без звуков (по крайней мере семплов) культовых японских драм-машин и внезапно появившийся несколько лет назад джук , где среди продюсеров принято закручивать роландовские перкуссии в сложные полиритмические вихри.

Oberheim DMX

Что

Драм-машина от американского инженера Тома Оберхайма, во многом вдохновленная продукцией Linn Electronics.

История

Отметив несомненный коммерческий успех устройств своего коллеги Роджера Линна, Оберхайм спроектировал не очередной клон Linn LM-1 (коих в то время насчитывалось достаточно), а вполне самобытное устройство. Так, в банках памяти DMX были семплы настоящих барабанов, а интерфейс предоставлял целый ряд возможностей «оживления» машины: барабанные дроби, ритмические сбивки, свинг - в общем, все то, что позволяло устройству сымитировать исполнение ритмических партий живым ударником. Главный же плюс драм-машины заключался в ее звучании - именно плотный, крайне реалистичный звук DMX и обеспечил аппарату отличные продажи.

Oberheim DMX в действии

Чем знаменита

Прежде всего своим действительно «жирным» звуком. 8-битные семплы, пропущенные через цепи цифровых алгоритмов и аналоговых фильтров, придают звуку DMX ту самую теплоту, что так ценится абсолютным множеством музыкантов. Среди пользователей аппарата были замечены New Order

История

Machinedrum - это второй коммерческий продукт небольшой, но уже вполне успешной компании из Гетеборга, основатели которой получили свой первый приток инвестиций, будучи еще выпускниками одного из местных вузов. По сути устройство представляет собой нечто среднее между перкуссионным синтезатором и программируемым компьютером с очень удобным пользовательским интерфейсом (как программным, так и аппаратным - в частности, секвенсор драм-машины очевидно вдохновлен элементами управления TR-серии компании Roland). Сегодня существует уже несколько версий продукта, последняя даже предлагает опции семплирования .

Официальный презентационный ролик от Elektron

Чем знаменита

Шведская драм-машина крайне распространена среди именно электронных музыкантов (для которых она, собственно, и была разработана). Сегодня, чтобы удостовериться в данном тезисе, достаточно зайти в раздел «Talk» официального сайта компании; среди активных пользователей здесь звезды первой величины: The Chemical Brothers, New Order, Autechre, Жан-Мишель Жарр, Orbital, The Knife и многие другие. У такой популярности есть и свои минусы - количество разочаровавшихся в устройстве пользователей примерно равнозначно числу его поклонников. Многие музыканты отмечают, что драм-машина имеет слишком «синтетический» и даже «неживой» звук, и спешат с аппаратом как можно скорее распрощаться - среди последних, например, наш Муджус и, что особенно иронично, американец Трэвис Стюарт, известный как Machinedrum, который, кажется, даже слегка обижен тем, что Elektron «украли» его псевдоним для названия своего продукта.